Фалес


ФАЛЕС (Fales) из Милета (Иония, Малая Азия) — древ­негреческий философ и ученый, основатель Милетской школы, один из «семи мудрецов» Согласно «Хронике» Аполлодора, род в 640 дон э (распространенная в литературе дата 625 основана на неприемлемой конъектуре Г Дильса) и про­жил 78 лет (90, по Сосикрату), по современным вычислени­ям, дата «предсказанного» Фалесом затмения — 28 мая 585 до н э. Происходил из аристократического рода, был близок к милетскому тирану Фрасибулу и связан с храмом Аполлона Дидимского, патрона морской колонизации Достоверна тра­диция о путешествии Фалеса в Египет и знакомстве с древне­египетской геометрией и космологией Имя его уже в 5 в ста­ло нарицательным для «мудреца» (Аристофан Облака 177). мудрость Фалеса истолковывается то как практическая сме­калка и изобретательность, то (особенно в 4 в) как созерца­тельная отрешенность (Платон, Гераклид Понтийский). Пре­дание рисует его купцом и предпринимателем, гидроинжене­ром, тонким дипломатом и мудрым политиком, «первым» из 7 мудрецов, провидцем, предсказывающим погоду и затмения, наконец, своего рода культурным героем греческой науки и философии. Аристотель начинает с Фалеса историю метафи­зики, Теофраст — «естественную историю», Евдем — историю астрономии и геометрии Отделить историю от легенды, аутентичную традицию от позднейшей «реконструкции» не всегда возможно, письменных сочинений Фалес не оставил Аристотель (предположительные источники которого — Гилпий и Ксенофан) приводит 4 тезиса, которые могут восходить к устному учению Фалеса 1) все произошло из воды (в пери­патетической формулировке, вода — археу или материальная причина сущего), 2) земля плавает по воде подобно дереву, 3) «все полно богов» (множественное число имеет собиратель­но-родовое значение, эквивалентное «божеству» вообще), или «душа-псюхе размешана во Вселенной», 4) магнит (по Гиппию, также янтарь) «имеет душу», так как «движет железо» (пример одушевленности неодушевленного). Отношение гидро-космогонии (тезисы 1—2) к комплексу панпсихизма (тезиса 3-4) проясняется стоической доксографией (11 А 23 DK), истолковывающей панлеихическое божество как демиургический принцип (нус), оформивший первоначальный водный хаос в упорядоченный мир и «пронизывающий» его в виде дьха-ния-пневмы Реконструируемая т о. система находит близкие параллели в других ближневосточных космогониях и, ве­роятно, генетически связана с древнеегипетской фиванской теологией Амуна (творящего земной диск из первобытною океана Нун и пронизывающего весь мир как «жизненное ды­хание»), переосмысленной в духе милетского натурализма и рационализма В основе архаической биоморфной онтологии Фалеса лежит отождествление понятий «бытие» и «жизнь»: все, что есть, живет; жизнь необходимо предполагает дыха­ние и питание; первую функцию выполняет псюхе (божество), вторую (трофическую) — вода. Т. о., «материя», в духе ран­них врачей-натурфилософов, понимается как «пища» или «семя» космического организма (ср. Аристотель, «Метафизи­ка» 983b22 слл). Эта традиция биоморфного космотеизма идет от Фалеса через Анаксимена, Гераклида, Диогена Аполлонийского к стоикам.




 

Поиск по сайту