Фальсификация


ФАЛЬСИФИКАЦИЯ (от лат. falsus - ложный и facio -делаю) — способ опровержения (установления ложности) на­учного утверждения посредством его эмпирической провер­ки В методологии науки процедура фальсификации рассмат­ривается в рамках гипотетико-дедуктивного метода, когда логический вывод непосредственно эмпирически проверяемых следствий из предлагаемой гипотезы, всегда выходящей а пределы эмпирически данного, служит основанием для оп­равдания или опровержения этой гипотезы. Условием фаль-сификации выступает тогда известное умозаключение от лож-ности следствия к ложности основания. Выводимые из гипо­тезы эмпирически проверяемые следствия сопсклавляются при этом с утверждениями, фиксирующими эмпирическую дан­ность. В случае возникновения между ними противоречия следует говорить о наличии т. и. контрпримеров по отноше­нию к проверяемой гипотезе. С позиций т. н. примитивного, или догматического, фальсификационизма существование контрпримеров однозначно свидетельствует о ложности ги­потезы Однако такая однозначная фальсификация правомер­на только в очень простых ситуациях, когда эмпирически фик­сируемый контрпример непосредственно входит в условия ис тинности проверяемого утверждения, т. с. по существу по отношению к обобщениям чисто регистрирующего типа. Уже в случае эмпирических обобщений, предполагающих некую концептуализирующую типологизацию, альтернативой фаль-сификации на основе контрпримера может выступать известная модификация подобной типологизации. Напр., альтерна­тивой широко известному из учебников логики примеру фаль­сификации эмпирического обобщения «все лебеди — белые» после открытия черных лебедей могло бы быть концептуаль­но-терминологическое решение об ограничении биологичес­кого таксона «лебеди» только белыми лебедями, тогда как для обозначения птиц черного цвета был бы введен новый так­сон. Примитивный фальсификашюнизм, также как и конку­рирующий с ним в философии науки неопозитивизма вери-фикационизм, является проявлением эмпиризма, сводящего научное познание к фиксации эмпирически данного и игно­рирующего своеобразие концептуально-теоретического мыш­ления, которое способно снимать противоречия между эм­пирическими контрпримерами и своими конструкциями не путем фальсификации последних, а в процессе сложного и многоступенчатого процесса совершенствования и развития гипотез и теорий. При этом с опытом сопоставляется не от­дельное научное утверждение или их совокупность, а теоре­тическая система в целом (см. Интерпретация, Оправдание теории, Теория), каждое из звеньев которой может подверг­нуться совершенствованию с целью устранения несоответ­ствия теории и опыта (т. н. принцип Дюгема—Куайна). Нега­тивный вердикт в отношении теории, исследовательской про­граммы, «парадигмы» и т. д. может выноситься только на ос­нове их системной многофакторной оценки, включающей сопоставление их творческого потенциала с другими возмож­ными способами научного моделирования реальности (см. также ст. Гипотетико-дедуктивная модель, Фальсифицируемостъ).




 

Поиск по сайту