Фан Ичжи


ФАН ИЧЖИ (Фан Мичжи, прозвище Маньгун) [1611, Гун-чэи (современная провинция Аньхой) — 1671] — китайский философ, ученый-энциклопедист. В молодости вместе с Хуан Цзунси участвовал в реформаторской группировке «Общество возрождения» (Фу шэ), выступавшей против коррупции и про­текционизма, непоследовательной внешней и внутренней по­литики. Имел высшую ученую степень цзиньши, был инспек­тором академии Ханьлинь — высшего научного и идеологи­ческого учреждения. После падения династии Мин в 1644 и воцарения маньчжурской династии Цин бежал на юг, в 1650 принял буддийский монашеский постриг и имя Дажи. В уеди­нении занимался научными изысканиями, затрагивающими области астрономии, ритуалов и музыки, нумерологии, фо­нологии, филологии, медицины. Через католических миссио­неров был знаком с западной естественно-научной мыслью. Основные сочинения — «У ли сяо ши» («Малое знание о принципах вещей»), «Тун я» («Проникновение в классику»), «Фушань вэнь цзи» («Собр. соч. [встречного) с гор Фушань»), «Дун си цзюнъ» («Уравнение сторон»), «Яо-ди пао чжуан» («Кухня Яо-ди»), «И юй» («Следствия перемен»), «Син гу» («Причинность [индивидуальной] природы»). Фан Ичжи впервые в истории китайской мысли предложил термины (не прижившиеся в китайском языке) для различе­ния науки и философии. За основу он взял категории «Си цы чжуани» («Комментарий привязанных слов», 4 в. до н. э.) — философичного приложения к основному корпусу « Чжоу и»: соответственно чжи цэ («измерение вещества», «природометрия») и тун цзи («проникновение в [исходные] импульсы»). «Природометрия», нацеленная на «соизмерение вещественного», представляет собой «учение об образах/символах и чис­лах, календаре, звуках и медицине», т. е. о «принципах вешеи». Западная наука, по мнению Фан Ичжи, «скрупуле но зани­мается природометрией», игнорируя «проникновение в им­пульсы», тогда как неоконфуцианское «учение о принципе» (ли сюэ) грешит противоположной крайностью. Материалообразующую ци-пневму Фан Ичжи отождествлял с огнем — источником всякого движения («У ли сяо ши», цзюань 1). Утверждал, что «принципы реальности подтверждаются ре­альным [ходом] дел; принципы, [уясненные] прежде, подтвер­ждаются принципами, [уясненными] впоследствии» Поэтому лишь «постольку, поскольку исследовано прошлое, [могут] ре­шаться современные [проблемы]». Был убежден в устойчивости «нумерологических» закономерностей, определяющих строгие числовые соотношения между «образами/символами» (сян) ми­роздания, без чего мир был бы обречен на состояние хаоса. В поздних сочинениях пытался отыскать в конфуцианстве, дао­сизме и буддизме некую общую непротиворечивую суть — «Ве­ликое одно» (да и), или «Истинное одно» (чжэнь и). Идеи Фан Ичжи были мало популярны до нач. 20 в., пока Лян Цичао не увидел в нем одного из предшественников ки­тайского реформаторства кон. 19 в.




 

Поиск по сайту