Баптизм


БАПТИЗМ (от греч. Ваятл^со —«погружаю в воду», «кре­щу»), крупнейшая протестантская церковь, возникшая как радикальная ветвь английского пуританизма. Баптисты по­требовали полной независимости от светской власти, заме­ны прихода (parish-church) самоуправляющейся церковной общиной (gathered-church), состоящей лишь из «заново рожденных» верующих, которые сознательно и публично приняли крещение. Изначально определились две сопер­ничавшие между собой формы баптизма. 1. Общие (гене­ральные) баптисты, убежденные, что Иисус Христос ис­купил грехи всех людей и судьба христианина зависит от его воли и поведения. Первая церковь общих баптистов была образована в 1609 английскими пуританами, пересе­лившимися в Амстердам (в 1611 они вернулись в Англию). 2. Частные (партикулярные) баптисты, разделяющие уче­ние Ж. Кальвина: искупительная жертва Иисуса Христа касается лишь людей, от вечности предопределенных Богом к спасению. Впервые частные баптисты появились в Англии (1638) и впоследствии приобрели доминирующее положение в баптизме.

В 1639 английский индепендент-эмигрант Роджер Уи­льяме основал первую баптистскую церковь в Род-Айленде (Новая Англия). Он вошел в историю как борец за веро­терпимость и свободу совести против местной пресвитери­анской (кальвинистской) олигархии. В 1707 была создана Филадельфийская баптистская ассоциация, которая стала ядром формирования партикулярных баптистов в США. Специфика баптизма (демократичность организации, строгая дисциплина в общинах, активное миссионерство) обеспечила быстрый рост числа его приверженцев, особен­но среди американских негров, большинство которых и поныне являются баптистами. В 18—19 вв. внутри бап­тизма возникают новые толки (баптисты седьмого дня, баптисты свободной воли, евангельские христиане и др.) и группы инакомыслящих, впоследствии превратившиеся в самостоятельные протестантские церкви: адвентисты, Свидетели Иеговы, пятидесятники, которые в свою оче­редь распались на многочисленные разновидности. Амери­канские баптисты сыграли главную роль в организации Всемирного союза баптистов (1905), объединившего уже около 7 млн верующих.

Баптистские теологи целеустремленно разрабатывали про­блемы личности, мировоззренческой ориентации лич­ности, психологии веры, свободы совести и т. п. Ярким примером может служить знаменитая аллегория Д. Бунья-на (1628—88) «Путешествие пилигрима в небесную стра­ну», в художественной форме изобразившая путь души к Богу. Среди идеологов баптизма 20 в. и его оппонентов, социальных философов и политических деятелей, во мно­гом определивших облик западной культуры, евангеличе­ские проповедники Ч. Спёрджен и Б. Грэм, лидер социаль­ного евангелизма У. Раушенбуш и его суровый критик Р. Нибур, фундаменталист Д. Муди, модернист Ш. Мэ-тьюс, негритянский лидер Букер Т. Вашингтон, борец против расизма Мартин Л. Кинг, радиопроповедник Дж. Фолуэлл — символ религиозных правых. В середине 19 в. эмиссары Филадельфийской ассоциации проникают на Европейский континент, прежде всего в Германию и соседние страны, а с 1860-х гг. баптистские миссионеры активно проповедуют на юге России. В 1874 под влиянием английского проповедника Г. Ред-стока в Петербурге возникают группы евангельских хрис­тиан («редстокисты», «пашковцы»), принявших вероуче­ние общих баптистов. В 1884 создается Союз русских баптистов. Несмотря на активное противодействие Рус­ской Православной церкви и полицейские репрессии, к 1912 в России насчитывалось около 120 тыс. частных баптистов и 30 тыс. евангельских христиан. Баптистские лидеры приветствовали крах российской мо­нархии и учреждение республиканского правления, всегда составлявшего политический идеал баптизма. Насиль­ственной Октябрьской революции они противопоставляли проповедь мирной «революции духа», следуя социальному евангелизму У. Раушенбуша. В годы нэпа численность баптистской церкви превысила полмиллиона человек. В кон. 1920-х гг. репрессии возобновились, руководящие органы баптистов и местные общины были распущены, многие баптисты подверглись арестам и высылке в Сибирь и Среднюю Азию.

Как разновидность протестантизма баптизм единствен­ным источником вероучения признает Библию, отрицает католическую (равно как и православную) доктрину спасения: спасает только личная вера — sola fide; отвергает церковные таинства, культ святых, монашество, почита­ние икон, священнические облачения и т. п. В баптист­ской проповеди преобладают морально-назидательные те­мы. Главный мотив: «Жить в мире, но быть не от мира сего», т. е. подчиняться земным законам, но сердце цели­ком отдать Иисусу Христу. Влияние баптизма во многом объясняется его организацией. Община (приход) состоит лишь из людей, сознательно и публично принявших кре­щение. Сплоченный коллектив «братьев и сестер», строго соблюдающих нравственные нормы (отказ от пьянства, сквернословия, грубости и т. п.), на деле проявляющих добросердечие и взаимную заботу, привлекает людей, ощу­тивших свою незащищенность, одиночество и несправед­ливость «греховного мира». Долгом всех членов общины считается миссионерская деятельность и религиозное вос­питание в семье. Баптисты, замеченные в греховном пове­дении, подлежат наказанию, вплоть до исключения из церкви.

В 1944 баптисты и евангельские христиане были объедине­ны во Всесоюзный союз Евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ), получивший официальный статус. Позже к нему была присоединена часть пятидесятников (1945) и брат­ские менониты (1963). Искусственность такого конгломе­рата быстро проявилась во внутренних трениях и расколах. В начале 1990-х гг. ВСЕХБ распался. Ныне в России дей­ствует примерно 2 000 баптистских общин, насчитываю­щих около 250 тыс. верующих. Наиболее крупные объеди­нения представлены конституированным в 1991 Союзом Евангельских христиан-баптистов Российской Федерации и Союзом Церквей ЕХБ (СЦ ЕХБ). В последние годы численность российских баптистов постепенно увеличива­ется. Мировой баптизм сегодня — это крупнейшая протес­тантская церковь, действующая во всех странах и регионах. Она насчитывает свыше 40 млн верующих, три четверти которых проживают в США.

Тэги: ,



 

Поиск по сайту