Фараби


ФАРАБИ Абу Наср Мухаммад Ибн Тархан, ал- (870, Фараб на Сырдарье — 950, Дамаск) (в средневековой Европе извес­тен как Alfarabius или Avennasar) — арабский философ, уче­ный-энциклопедист, один из основоположников арабоязычного перипатетизма. Внес существенный вклад фактически в каждую из областей философии — прежде всего в логику и эпистемологию в ее греческом философском понимании как взаимообусловленном сопряжении логики, метафизики и пси­хологии на основе всеобъемлющего принципа этического ра­ционализма, каковой для ал-Фарабй являлся определяющей ценностью и в трудах по социальной проблематике. Ал-Фа­рабй был крупнейшим авторитетом в астрономии (ему при­надлежит один из первых комментариев к «Альмагесту» Пто­лемея), физике, математике, медицине, истории и теории му­зыки («Большая книга музыки»).

Философское и естественно-научное образование получил в Багдаде и Харране, где продолжалось преемственное по от­ношению к предыдущим этапам изучение греческою фило­софского и научного наследия. Его учителями были Абу Мишр Матта и Йуханна бен Хайлан (христиане-несториа-не) — известнейшие в арабском мире знатоки логики Арис­тотеля, владевшие как греческим, так и арабским языком. Ал-Фарабй был удостоен современниками почетного звания «Второй Учитель», в признание его заслуги как комментато­ра всего «Органона» (включая отвергаемые несторианами ча­сти «Первой» и «Второй» Аналитик) и исследователя «Мета­физики» Аристотеля («Книга букв»). Для методологической установки ал-Фарабй характерно стремление к структуриро­ванию в максимально полном объеме унаследованного и со­временного ему знания (ал-Фарабй принадлежат также ком­ментарии к Платону, Александру Афродисийскому и др ),к рациональной систематизации всего и вся, от Вселенной до основ гражданского общежития.

Как и Аристотеля в древнегреческом культурном мире, ал-Фарабй отличали особые не только диапазон научных и философских интересов, но и стремление к достижению це­лостности. Общие оценки философии ал-Фарабй неодноз­начны и большей частью колеблются между «эклектикой» и «синкретизмом». Лишь немногие исследователи видят в тру­дах ал-Фарабй основания для утверждения тезиса о творче­ском развитии перипатетизма, о новом и первом после арис­тотелевского истинно философском синтезе (М. Калстон, А. X. Касымжанов).

Утверждаемый ал-Фарабй особого рода синтетизм проявил­ся в стремлении сблизить некоторые позиции аристотелизма и неоплатонизма при осознанном понимании их различий и подчеркивании главенства Стагирита. Тяготение к представ­лению материала в единстве и взаимной связи его частей имело своим следствием создание одной из первых в средневековье историко-философских концепций «вечной философии». Но­вой в сравнении с Аристотелем и закономерной в изменив­шейся культурно-исторической обстановке явилась такая осо­бая грань утверждаемого ал-Фарабй синтетизма, как стрем­ление представить «извечную» философию и позднее появив­шуюся «истинную религию» не противоположностями, а вариантами одной истины, излагаемой философией аподиктически и сущностно, религией же — символически и риторически.

Ал Фараби оказал влияние (особенно в сфере логики) на Ибн Сыну, Ибн Баджжу, Ибн Туфаилау Ибн Рушдау а также на Май­монида В процессах становления и эволюции средневековой европейской философии значимыми оказались учения ал-Фарабй о классификации наук, разуме и двойственной ис­тине, а также астрономические и физические воззрения (оп­тика), проникавшие опосредованно через аверроизм и напря­мую через немногие переводы на еврейский и латинский язы­ки Из оригинальных работ ал-Фарабй наиболее известен «Трактат о взглядах жителей добродетельного города». Соч Kitabal Huruf AJfarabi s Book of Letters Beirut, 1969 Философ­ские трактаты Алма-Ата, 1970, Математические трактаты Алма-Ата 1973 Логические трактаты Алма-Ата, 1975, Комментарии к «Альма гесту» Птолемея Алма-Ата, 1975, Историко-философские трактаты Алча Ата, 1985.

Лит Хаируллаев М М Ai-Фараби Эпоха и учение Ташкент, 1975 КасымжановА X Абу Наср аль-Фараби М , 1982, Шаимухамбето­ва Г Б К характеристике онтологических и гносеологических осно­вании восточных перипатетиков (на примере аль-Фараби) — В кн. Рационалистическая традиция и современность Ближний и Сред­ний Восток М , 1990 Hammond R The Philosophy of al Farabiand Its Influence on Medieval Thought N Y, 1947, Mahdi M Al-Farabi and the Foundation of Philosophy — Islamic Philosophy and Mysticism N Y 1981

Тэги:



 

Поиск по сайту