Фарбер


ФАРБЕР (Farber) Марвин (14 декабря 1901, Буффало-1980) — американский философ, ученик Гуссерля Работал и преподавал в Буффало (США) В 1939 стал одним из основа­телей «Международного феноменологического общества» и журнала «Философия и феноменологическое исследование» Выражал несогласие с феноменологией (см Феноменология) Э Гуссергя, в частности с трактовкой проблемы существова­ния мира существование мира, как полагал Фарбер, не есть реальная проблема, но факт, лежащий в основе философско­го мышления в целом Поскольку проблематичным может стать не мир как целое, но та или иная его часть, внимание Фарбера обращается к проблеме методологии, исследуется возможность занятия той или иной конкретной позиции и использования конкретных методов исследования (эмпири­ческого, дескриптивного, феноменологического, материали­стического и т д ) Находился под влиянием марксизма, счи­тал, что философия всегда была чувствительна к социальным проблемам Философы, как правило, защищали существую­щий социальный порядок В социальном контексте рассмат­ривает Фарбер и идею «строгой науки» Гуссерля попытка раз­работать строгую дескрттгивную философскую науку, укоре­ненную в субъективном опыте, сопровождалась ориентацией на сохранение социального порядка в качестве неизменного, благородно звучащие идеалы не предполагали занятия кри­тической позиции по отношению к эксплуатации большей ча­сти человечества Именно в социальном аспекте и должна быть поставлена проблема мира значительно проще сомневаться в существовании физического мира, нежели социального Ра­дикальное сомнение Декарта (и Гуссерля) было, следователь­но, недостаточно радикальным, будучи выражением класси­ческого рационализма, слепого к любым практическим, кон­структивным целям Фарбер обращает внимание на про­тиворечие между претензией феноменологии Гуссерля на универсальность и тем, что в действительности была разра­ботана дескриптивная программа только для одного типа философского исследования Это и не позволило Гуссерлю ре­шить проблему жизненного мира. Между тем для филосо­фии должен быть характерен «методологический плюрализм» Вывод Фарбера чистая феноменология не есть «полная» фи­лософия, она занимается исследованием искусственно выб­ранного типа опыта Необходима более широко понятая — материалистическая — феноменология, обращенная к иссле­дованию социального мира

Тэги: ,



 

Поиск по сайту