Фаустовская культура


ФАУСТОВСКАЯ КУЛЬТУРА -введенный О Шпенглером в «Закате Европы» (1920—22) термин для обозначения западноевропейской культуры — одной из тысячелетних «ми­ровых культур» Рассматривая европейскую культуру в ее про­тивоположности античной — «аполлоновской», статичной, пластичной, символизируемой скульптурностью, телесностью (в этом Шпенглер следует классицистской эстетике Винкелъмана), он видит в ней выражение иной, северной, ментальности, представленной в кельтском и германском эпосе Сим­вол Западной Европы — беспредельное субъективно пережи-ваемое пространство, основная линия развития западной куль­туры — борьба пространства против материи, не пластическое, а музыкальное (динамическое, беспокойное, «имматериализующее») начало Фаустовской душе свойственны обостренное переживание времени, «историческая забота» Высшие достижения западноевропейского духа, камерная музыка кон­трапункт, пейзажная, пространственная живопись, беспредель­ный фон портретов Рембрандта Специфика европейской на­уки — достижение небывалой степени абстракции, логической стройности, «высочайшей трансцендентности форм», чрез­мерно развитая символика (свойство скептического мышле­ния позднего периода) европейская наука идет навстречу са­моуничтожению через утончение интеллекта Современная техника — наследница фаустовского духа, в ней — изобрета­тельский гений, хватка «человека-хищника», жажда господства («Человек и техника», 1932), но вместе с тем трансцендирование человеком себя, условий своего бытия, подвижни­чество, техника для европейца — символическая, душевно-духовная необходимость Все большая эзотеричность западюй техники, бунт «машины» против ее создателя приближают гибель фаустовской культуры, конец ей будет положен эколо­гической либо военной катастрофой, с исчезновением фаус­товской культуры эта техника будет предана забвению




 

Поиск по сайту