Фацзан


ФАЦЗАН (643, Чанъань (современный Сиань провинции Шэньси) — 712) — ученый монах эпохи Тан, фактический ос­нователь Хуаянь школы, почитавшийся как «третий патриарх» этого течения буддийской мысли Происходил из рода Кан. В 17 лет изучил и начал проповедовать «Аватамсака-сугру» (Хуа янь цзин), затем одно время состоял при Сюаньцзане (602—664) в его переводческой школе, но ушел из-за разно­гласий по вопросам вероучения В 696 Фацзан был пригла­шен в столичный монастырь Тайюаньсы для преподавания «Хуа янь цзина» По приказу императрицы У Цзэтянь (пра­вившей с 690) десять наиболее почитаемых столичных мона­хов провели испытание знаний Фацзан, после чего ему было присвоено официальное звание «первенствуюшего среди доб­родетельных мудрого учителя», так что последующей тради­ции Фацзан известен также как Сяньшоу-даши, или просто Сяньшоу — «первый из мудрецов»

Фацзан много занимался переводами буддийских сутр, но глав­ным его трудом было комментирование «Хуа янь цзина» По преданию, объясняя при дворе У Цзэтянь смысл этой сутры, он часто пользовался аналогиями, привлекая в качестве при­мера стоявшее перед дворцом золотое изображение льва, и записи его разъяснений были позднее собраны в т н «Главах о золотом льве к «Аватамсака-сугре» «Ход его рассуждений таков Изображение льва возникает в результате усилий ис­кусного мастера, что целиком определяется причиной, пото­му и говорится «возникновение по причине» А это означа­ет, что «вид льва» — иллюзия, единственная же реальность — золото (из которого он сделан), лев туг не наличествует, зо­лото — не отсутствует, поэтому их называют по отдельности «материал» (сэ) и «пустая (форма)» (кун) Привлекая ту же аналогию, Фацзан строит оригинальную классификацию ос­новных течений буддизма, которых он насчитывает пять К первому разряду он относит хинаянские школы, где призна­ется, что лев как дхарма, производимая причинностью, по­стоянно возникает и исчезает, поэтому восприятие его «вида» на самом деле невозможно Второй разряд составляют маха-янские школы, где признается, что дхармы, возникающие по причине, не обладают собственной природой и есть абсолют­ная «пустота» Третье по значению место отводится школам тяньтайского направления (см Тяныпай школа), где призна­ется, что, хотя в абсолютном смысле реальна только пустота, это не мешает иллюзорным дхармам тоже «наличествовать», поскольку они причинно связаны с «пустотой» На четвер­той позиции находится чань-буддизм (см Чань школа), ори­ентированный на внезапное «прозрение» адепта, которому т о открывается, что «пустота» и «наличие» (ю) отрицают друг друга и в этом акте взаимоуничтожаются, в результате чего ум освобождается от всех слов и представлений и обретает покой Высшую, пятую ступень в иерархии школ, по Фацза-ну, занимает Хуаянь преодолев все предыдущие ступени зна­ния, ученик оказывается носителем сознания, в котором ус­транены все противоречия, что делает его способным к не­посредственному созерцанию высшей реальности «единого», в которой все тождественно в утрате своей специфической природы Поэтому школа Хуаянь и заслуживает наименова­ния «Всеохватывающего учения, совмещающего все колесни­цы в одной» Фацзан пользовался авторитетом и уважением у современников, многие из которых под его влиянием стремились приобщиться к буддийской мудрости. В частности, в 710 от него получил посвящение в буддисты танский импе­ратор Жуй-цзун. Основные сочинения: «Хуа янь цзин тань сюань цзи» («Объяснения глубоких мест «Аватамсака-cyтры»«), «Хуа янь цзин чжи гуй» («Основное руководство к [изучению] «Аватамсака-сутры»«), «Да чэн ци синь лунь и цзи» («Записи о начальном постижении махаяны»).




 

Поиск по сайту