Федерализм


ФЕДЕРАЛИЗМ — теория и практика создания целостного союзного государства, образованного из ряда политически и юридически равнозначных частей (квази-государств) на ос­нове общих интересов, исторических судеб, договорных кон­ституционных отношений Управление единым государствен­ным целым может осуществляться по принципу федерации, предполагающему тесную взаимозависимость входящих в него субъектов, или по принципу конфедерации, предполагающе­му автономию субъектов союза

В федеративном союзе разграничены функции, права и обя­занности общегосударственных, федеральных и региональ­ных, местных властей Прерогативами центральной государ­ственной власти являются внешние сношения, охрана госу­дарственной территории, создание вооруженных сил и органов правопорядка и руководство ими, эмиссия денежных знаков, управление центральными финансовыми учреждениями, го­сударственным имуществом (к которому обычно относятся федеральные железные и шоссейные дороги, средства связи и пр), формирование федерального бюджета и др общего­сударственные функции

Институциональная структура членов (субъектов) федерации повторяет структуры центральной государственной власти с таким же разделением законодательной, исполнительной и судебной властей, с прерогативами административного управ­ления и законотворчества в пределах собственной террито­рии в рамках федерального законодательства и общей кон­ституции Преимущества такого сочетания централ изованно-го управления с децентрализованным местным самоуправ­лением в сравнении с унитарным подчеркивал еще в 18 в Ш. Л. Монтескье

Необходимое условие федеративной организации — полити­ческая однородность федеративного общества (при возмож­ности и даже неизбежности его классовой дифференциации) Иначе говоря, федеративное государство не может одновре­менно состоять из республиканских, монархических и тем более имперских субъектов. В то же время ни их этнические, ни национальные, ни языковые, ни др. культурно-исторические различия не служат препятствием для образования федерации

Подобно гражданскому обществу, федерация — сообщество равных субъектов, добровольно уступивших часть своей сво­боды центральной и обшей власти государства. Федерализм — исторический компромисс, разрешающий противоречие двух параллельных, но разнонаправленных процессов: создания независимых, т. н. национальных государств и процесс их при­нудительного имперского объединения или поглощения. Пер­вый обычно связывается с формированием национального государства» все государства, включая и имперские (многона­циональные), — «национальны». Точнее принятое во фран­ко-английской традиции наименование «государство-нация». Оно подчеркивает единство этих двух начал, образующих са­мую древнюю, простую и устойчивую конструкцию: одна (по крайней мере преобладающая) нация (племя, «народ»), одна культура, один язык, одна общая история, один хозяйствен­ный уклад и одна политическая система (вождь, правитель, правительство).

Другой процесс — укрупнение самих государств-наций в оже­сточенной борьбе за независимость, присоединение и погло­щение др государств-наций, складывание крупных наций Нового времени и их государственных форм. Процесс исто­рической концентрации власти и институциональной цент­рализации принимал, как правило, характер господства поли­тического центра и подчинения ему периферии, образования континентальных союзных (Германская империя, созданная Бисмарком в кон. 19 в.) либо колониальных (Россия, Авст­ро-Венгрия) империй с заморскими территориями. Острейшим внутренним противоречием второго пути всегда было стрем­ление подавленных или подчиненных государств-наций об­рести самостоятельность: восстановить утраченную государ-ствешюсть или создать ее. Стремление сформировать простые, адаптивные и легко управляемые структуры независимых го­сударств-наций всегда было одной из основных причин рас­пада империй и их окончательного крушения в 20 в. Однако постоянная борьба государств-наций за существова­ние, достойное положение в мире, защиту или расширение своих территорий превращала историю в вечную гоббсовскую «воину всех против всех». В конце концов уже в сер. 19 в. воз­никла мысль о кризисе «национального государства». П.-Ж. Прудом, а затем К. Франтц указывали на опасность «взрыв­чатого соединения» борющихся между собой народов, уси­ленных их государственной организацией, которая позволя­ет им вести междоусобную борьбу. Последующие события и особенно мировые войны 20 в., переросшие в соперничество сверхдержав, перевели этот кризис в тупиковую ситуацию. Федерализм оказался не только компромиссом, позволяющим решить проблемы Внутреннего мира в государствах со слож­ной территориально-национальной структурой, но и значи­тельным, если не решающим средством сохранения целост­ности таких государств, разрешением дилеммы тяжелых кон­фликтов в борьбе за и против выделения государств-наций либо их союзного сосуществования в федерации. Если внут­ри федерации возникают или не устраняются вопросы само­определения входящих в нее субъектов, то это означает, что в ней не сложилось федеративное общество и она может рас­пасться по тем же причинам, по каким распадались империи (пример — СФРЮ). При этом стабильность федеративных го­сударств не определяется ни их национальной разнородность о (пример — 800 лет бесконфликтного существования Швейцарской конфедерации, состоящей из четырех нацио­нальных обшин), ни этническими различиями членов федерации (Россия), ни их экономическими (США) либо историческими различиями (Германия, состояшая из многих еще недавно независимых государств-наций). Устойчивость федерации определяется свободной волей ее субъектов не превра­щатъ какую-либо их специфику в повод для выхода из нее, как это произошло в США во время войны Севера и Юга в 1861—65. Не политическая организация федерации опреде­ляет ее существование, а наличие федеративного общества, коллективные члены которого, подобно гражданам-членам гражданского общества Т. Гоббса, соглашаются и обязуются проявлятъ взаимную лояльность (федеративный «лоялизм»), жигь в мире и согласии в едином общем государстве. Такое общество должно сочетать плюрализм локальных культур, языков, экономических различий, социальных запросов с общими потребностями и процессами развития страны. Важным условием целостности любой федерации служит ре­альное участие ее членов в общегосударственном управлении, не допускающем неравенства федеративных единиц и обра­зований федеративной политической провинции. Однако ге­терогенность федеративного объединения и неравномерность исторического и общественного развития его членов могут позволить какому-либо субъекту отделиться и создать соб-ственную государственность без каких-либо конфликтов. Зак-репленное в международном сознании и праве, в документах ОСН право наций на самоопределение делает подобную си-туацию особенно деликатной, чреватой обвинениями в сепа-ратизме и попытками насильственно удержать сепаратиста (Гражданская война в США в 19 в., напр ). Поэтому федера­тивное государство должно энергично развиваться и быстро эволюционировать, чтобы преимущества федерации явно пре-восходили преимущества независимости (США, ФРГ и др). Но если федерация обеспечивает внутренний мир субъектов федерации, то внешний мир для нее не гарантирован, равно как не гарантирована и ее собственная миролюбивая внешняя политика. Иначе говоря, федерация может унаследовать по-ведение государств-наций, как это и случилось, напр., во вре­мя войн Соединенных штатов Америки с Соединенными штатами Мексики в сер. 19в. Федерализация, т. о., лучший выход из кризисных отношений между взаимозависимыми го-сударствами-нациями, их избавление от внешнеполитических кризисов. Мысль Монтескье о наилучшем социальном и по­литическом устройстве общества была реализована в федеративном устройстве освободившихся во 2-й пол. 18 в. северо-американских колоний Англии. Эта мысль в виде гипотезы о едином бесконфликтном мире была разработана Марсилием Падуанским в 13 в., в кон. 17 в. она представлялась как осу­ществление федеративных отношений между государствами: в формулировке разделения центральных государственных властей Дж. Локк называл наряду с законодательной и ис-полнительной властями власть федеративную, т. е. внешне-политическую. И. Кант расширил это представление до идеи всемирной федерации — основе долгожданного вечного мира междy государствами и народами. Внешний мир превращался во внутренний. Следующим шагом в развитии идеи федера­лизма стало развернувшееся в кон. 2-й мировой войны дви­жение «Федералистов мира», надеявшихся продолжить дело, начатое за сто пятьдесят лет до того американскими федера­листами. Это движение было весьма активно в 40-х гг., не угасало и в последующие десятилетия, но оно отступало перед реально развернувшимся процессом реорганизации междуна­родных отношений и вытеснения интернациональной политической анархии организованным мировым порядком (по явление Организации Объединенных Наций, в структуре и де­ятельности которой есть элементы федеративных отношении). Еще ближе к федеративному союзу подошла европейская ин-теграция В ней явственно обозначилась основа такого со­юза согласие сторон уступить часть своей суверенной свободы общим институтам управления и принять coi ласованно установленные правила взаимоотношений, исключающих кон­фликты

В теории федерализма наметились в 70—80-е гт 20 в новыe гипотезы федерализации мира на основе его регионализации деления на зоны общих интересов, культур, сходных ycлo-вий и уровней жизни и т п . Север—Юг, Восток—Запад (самое общее деление), Ближний Восток, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка и т д , в предположении возможного пе­рехода регионализации в формирование союзных отношений, что и происходит в начальной форме (страны АСЕАН и пр.).




 

Поиск по сайту