Хайдеггер


ХАЙДЕГГЕР (Heidegger) Мартин (26 сентября 1889, Mecкирх, ок. Шварцвальда — 26 мая 1976, Фрайбург в Брейзгау) — немецкий философ. В 1909—13 во Фрайбурге изучал теоло­гию, затем философию, гуманитарные и естественные науки. В1913 защитил диссертацию «Учение о суждении в психоло­гизме» (Die Lehre vom Urteil im Psychologismus, 1914); габилитация под руководством Риккерта — в 1915 («Учение Дунса Скотта о категориях и значении» — Die Kategorien und Bedeutungslehre Duns Scotus, 1916). В 1919—22 — ассистент Гус­серля. В 1923—28 — экстраординарный профессор в Марбурге, с 1928 — ординарный профессор во Фрайбурге на кафед­ре, которую до ухода на пенсию занимал Гуссерль. Основные произведения, опубликованные при жизни: «Бытие и время» (1927, рус. пер. 1997), «Что такое метафизика?» (Was ist Metaphysik, 1929 — лекция при вступлении в должность ординар­ного профессора), «Кант и проблема метафизики» (Kant und das Problem des Metaphysik, 1929), «Учение Платона об исти­не. Письмо о гуманизме» (Platons Lehre von der Wahrheit. Brief fiber den Humanismus, 1947), «Неторные тропы» (Holzwege, 1950), «Доклады и статьи» (Vortrage und Aufsatze, 1954), «Тех­ника и поворот» (Die Technik und die Kehre, 1962), «Путевые вехи» (Wegmarken, 1967).

Главный для Хайдегтера вопрос о «смысле бытия» был про­бужден работой Ф. Брентано «О многоразличных значениях сущего у Аристотеля». Увлечение феноменологией Гуссерля сделало для него невозможным занятие традиционной, «дог­матической» онтологией. Правда, только в первых своих ра­ботах он практически полностью разделяет позиции Гуссерля. В лекционных курсах, начиная с 1919, подготавливается разрыв с трансцендентальной феноменологией. Хайдеггер не мог согласиться с проектом региональных онтологии гyccepля, уравнивающим сферу религии с другими областями пред­метности. Под влиянием Гегеля и Дильтея (а также Ясперса и Ласка) Хайдеггер ставит вопрос о том, является ли транс­цендентально очищенное «сознание» основной темой фено­менологии и не следует ли таковой считать «более всеохва­тывающую и изначальную» «фактическую жизнь» (см. Фак­тичность). В лекциях, посвященных проблеме истории («Фе­номенология созерцания и выражения», 1920) и религии (курсы 1920—21), Хайдеггер приходит к выводу, что есть пред­метности, которыми человек не «обладает», но которые «есть»: таковы философия, история, наконец, сам человек — именно бытие человека определяет природу философии и ис­тории. Но тем самым смысл «есть» (иначе говоря, смысл «бы­тия») становится основой новой философской проблематики и главной темой основного труда Хайдегтера «Бытие и вре­мя» (из шести замышлявшихся его разделов были опублико­ваны только первые два). Не удовлетворенный собственным решением проблемы, Хайдеггер в 1929—30 осуществляет ра­дикальную переориентацию своего мышления, которую он называет «поворотом» (с тех пор исследователи говорят о «раннем» и «позднем» Хайдеггере). Если в «Бытии и време­ни» вопрос о смысле бытия во многом построен на активно­сти вопрошающего сущего (человека), то «поздний Хайдеггер» пытается осмыслить бытие «из самого бытия», выяснить, как реализуется открытость самого бытия. В связи с этим цент­ральными для Хайдеггера 1930—60х гг. становятся пробле­мы: 1. истины как несокрытости (alifeia); 2. языка (прежде всего поэтического) и 3. события (Ereignis) самого бытия. Если ранее он в согласии с Брентано и Гуссерлем считал, что арис­тотелевское бытие (ojsia) следует понимать как неизменное присутствие (Anwesen), то теперь он истолковывает его прежде всего как energia, т. е. как открытую возможность, развер­тывающую саму себя. Именно на этой основе стал возмож­ным новый подход к проблеме языка, произведения искус­ства, а также судеб европейской метафизики. Само слово «бы­тие» он пишет иначе: старинное «Seyn» вместо «Sein», В 1933 Хайдеггер становится ректором Фрайбургского уни­верситета. Это обстоятельство, а также отдельные высказы­вания в его ректорской речи («Самоутверждение немецкого университета», 1933) положили начало непрекращающейся дискуссии о причастности Хайдеггера к националсоциализ­му (в 1945 оккупационные власти наложили запрет на его пре­подавательскую деятельность, длившийся до 1951). Хайдеггер объяснял позднее, что в новой политической ситуации он на­деялся на духовное обновление немецкого народа. Пережив разочарование, в 1934 он уходит с поста ректора. В 1936—38 работает над своим вторым главным трудом (опубликован только в 1989) — «К философии» (Beitrage zur Philosophie. Vom Ereignis; «О событии» остался незаконченным фрагментом). Разбитый на небольшие главки, он по стилю напоминает афо­ристическую манеру письма Ницше. В этот период Хайдеггер использует исключительно немецкий язык: он не употреб­ляет больше не только терминов «онтология», «герменевти­ка», «интерпретация», «феноменология» и т. д., но даже и сло­ва «философия».

Поздние работы Хайдеггера (1947—76) посвящены пробле­мам современной техники и языка, рассматриваемым на ос­нове теории бытия как недоступного (unverfugbar), безоснов­ного свершения (Geschehen), которому человек в его конеч­ности может соответствовать (entsprechen). Отношение Хайдеггера к технике не связано с критикой современной культуры или антитехнической позицией. Он осмысливает проблему современной техники, исходя из отношения чело­века к миру. Встреча человека с вещами, при которой вещи выявляются и «приводятся к языку» (озвучиваются) в их бы­тии т. о., что это позволяет им оставаться в тех измерениях, в которых они сами себя показывают, радикально отлична от того способа раскрытия сущего, при котором оно получает свою определенность на основе полезности для человечес­кого «действия» и которое составляет сущность техники. Од­нако в той же степени, в какой человек подчинен власти тех­ники, он является и воспринимающим послание (Schickung) бытия: параметры и масштабы нашей жизни опираются не на техническое измерение, а определяются тем, что превос­ходит нас как людей.

К числу непосредственных учеников Хайдеггера и испытав­ших его влияние относятся Арендт, О. Беккер, Бинсвангер, Больное, Босс, Бультман, Финк, Гадамер, Г. Йонас, Ландгребе, Липпс, Левит, Маркузе, К. Риттер. Одним из его друзей (а впоследствии оппонентов) был Ясперс. Хайдеггер оказал вли­яние на французский экзистенциализм (Сартр, Марсель, Камю, МерлоПонти). Он дал новые импульсы к осмысле­нию поэтического наследия Гёльдерлина и Рильке, стимули­ровал дискуссии о проблемах современной поэзии (Р. Шар, П. Целан). С критикой Хайдеггера выступали представители Франкфуртской школы (Хабермас и в форме памфлетов Адор­но) и аналитической философии (Райл, Карнап). «Примирить» его с аналитической философией пытался К.О. Апель. Из те­ологов наибольшее влияние Хайдеггер оказал на Бультмана и Ранера, из представителей естественнонаучной мысли — на Вайцзеккера.




 

Поиск по сайту