Хакинг


ХАКИНГ (Hacking) Ян (род. 18 февраля 1936, Ванкувер, Ка­нада) — канадский философ, работавший в ряде университе­тов Европы и США. Сторонник научного реализма, фило­софские исследования Хакинг строит на основе обобщения данных современной науки, в частности молекулярной био­логии и ядерной физики. Опираясь на историю развития те­ории вероятностей, он показал, что структурные особеннос­ти и основная проблематика этой теории предопределены спо­собом разработки понятия вероятности, который сложился в сер. 17 в. В противовес формалистскому подходу Р. Каркала к логике статистического вывода Хакинг выступает в защиту прагматического анализа этой проблематики (развиваемого кембриджской школой Дж. Кейнса, Ф. Рамсея и Р. Б. Брейтуэйта) и стремится дать эмпирическое обоснование логики статистического вывода. Хакингу принадлежит ряд исследо­ваний по проблемам философии языка, модальной логики, философии математики и др. В 1980—90е гг активно участво­вал в дискуссиях между сторонниками постмодернизма и представителями аналитической философии. По мнению Хакинга, антифундаменталистские и релятивистские аргументы Куайна, Дэвидсона, Куна и Фейерабенда не являются доста­точно серьезными свидетельствами тупиковой ситуации совре­менной философии и краха рациональности. Понятия раци­ональности и объективности, гфотивопоставление истины заб­луждению и т. п. можно сохранить в философии науки, если вывести дискуссии о рациональности и релятивизме за рамки сложившихся клише (парадигм, концептуальных каркасов, проблем несоизмеримости) и перевести разговор о них в но­вую плоскость, сделав ключевым понятие «стили разумного рассуждения». По своему содержанию это понятие является более неопределенным и диффузным по сравнению, напр., с «парадигмой» Куна: в рамках одного стиля, считает Хакинг, могут существовать различные миры объективного дискурса, как соизмеримые, так и несоизмеримые, тяготеющие к асси­миляции или взаимному отталкиванию. Идея стилей мышле­ния, по мнению Хакинга, хорошо согласуется с методом пред­положений и опровержений Поппера, т. к. открывает широ­кие возможности мыслить о все новых и новых объектах и проблемах.




 

Поиск по сайту