Хань Фэйцзы


«ХАНЬ ФЭЙЦЗЫ» — памятник древнекитайской мыс­ли, трактат одного из крупнейших теоретиков легизма, Хань Фэя (3 в. до н. э.). Современный текст состоит из 55 няней (глав), не все из которых единогласно признаются аутентич­ными.

В «Хань Фэйцзы» соединены и развиты легистские доктрины Шан Яна и Шэнь Бухая. У первого заимствовано прежде всего учение о всесилии писаного юридического закона (фа), концепция «наград и наказаний» как основного метода уп­равления, учение о примате земледелия и войны над всени другими занятиями. У Шэнь Бухая почерпнута идея систекгы управления государственным аппаратом и принципы взаимо­отношений с ним государя, который должен единолич «о принимать решения, избегая консультаций с сановниками. Однако, согласно «Хань Фэйцзы», Шэнь Бухай не уделял должного внимания законам, заботясь прежде всего о нака­заниях чиновников (гл. 43). Хань Фэй выступал за разруше­ние патронимических связей, т. к. существование основанн ых на них органов самоуправления сужало рамки деспотической власти; отстаивал идею допущения к государственной служ­бе всякого способного претендента независимо от его проис­хождения (гл. 44).

Главным объектом теоретизирования Хань Фэй, как и Шэнь Бухай, делает не социум, а чиновничество. Помимо системы «наград и наказаний» в «Хань Фэйцзы» предложен ряд мер воздействия на бюрократию с учетом ее психологических осо­бенностей: предоставляя высокие должности и оклады, держать их обладателей в страхе за свою судьбу; постоянно на­поминать чиновникам, кому они обязаны благополучием и как следует себя вести, чтобы не лишиться этих благ; угро­жать чиновникам за проступки уничтожением всей семы и даже целой патронимии; поддерживать систему взаимной слеж­ки и доносительства и т. п. (гл. 48).

Важная часть доктрины Хань Фэя — учение о мудром пра жи­теле, который не должен уступать чиновникам ни крупицы власти, ибо они «превратят эту крупицу в сто крупиц» (гл. 31). Особенно следует оберегать право государя единолично на­граждать и наказывать чиновников (гл. 7). Для реализации юридического закона пригодны любые средства, необходимы жестокость и всемерное ограничение образования: «В государ­стве мудрого правителя нет книг ученых» (гл. 49). Однс из основных качеств правителя — скрытность: иногда разумнее «принизить свои способности», дабы утаить от приближенных мотивы своих поступков и свои планы, понаблюдать за пове­дением чиновников. Правитель должен поддерживать в чинов­ничьей среде атмосферу взаимной подозрительности, раскатывать сановников на противоборствующие группировки, не до­пуская чрезмерного усиления одной из них (гл. 1). Политическое учение Ханъ Фэя опирается на развитую сис­тему общетеоретических построений, выводящих этические нормы и принципы управления из законов универсума. В русле даосской натурфилософии он обосновал необходимость сле­дования дао как источнику и общей закономерности всего су­щего («дао — это то, что делает вещи такими, как они есть», гл. 6). Хань Фэй продолжил детальную терминологичесхую разработку понятия липринцип», толкуя «принципы» как закономерности мироздания, обусловливающие качества от­дельных вещей (размер, форму, вес, прочность), как «форми­рующий вещи узор (вэнь) [мироздания]» (Там же). Все мно­жество «принципов» объемлется дао, которое в то же время «гибко и мягко» следует «принципам» вещного мира. «Отбра­сывающий дао и ли» правитель неизбежно «потеряет свой на­род и лишится богатств», у выверяющего же свои действия по дао и ли как по циркулю и угольнику «нет дел, в которых он не добился бы успеха» (гл. 6).




 

Поиск по сайту