Харре


ХАРРЕ (Нагге) Гораций (род. 19 декабря 1927, Эпити, Новая Зеландия) — английский философ. С 1954 работает в Окс­фордском университете; в последние годы — одновременно профессор университета шт. НьюЙорк (США). Харре пос­ледовательно защищает позиции научного реализма, выступа­ет против основных догм логического эмпиризма (в частно­сти, против ограничения рациональности только сферой дедуктивного рассуждения) и исследует другие основания че­ловеческого мышления, такие, как аналогия, модели и мета­форы. В духе научного реализма Харре проанализировал ис­торическую смену метафизических представлений о матери­альном мире, в частности переход от механической картины мира 17 в. к картине материальной субстанции 19 в., суще­ственные особенности которой состоят в признании деятель­ной природы материального мира, в понимании материи как мира изменений, сил, потенциалов и энергий. По Харре, на­учный прогресс состоит не в смене парадигм, как утверждает Т. Кун, а во все более глубоком понимании мира. В этом про­цессе существенную роль играет развитие технологии — про­гресс в создании научных инструментов, позволяющих экс­периментально подтверждать построенные главным образом на основе аналогий научные теории. В соответствии с этим Харре считает, что научный реализм более адекватно описы­вается в терминах создания новых материальных вещей (ко­торые в меньшей степени, чем знания, подвержены измене­нию), чем в терминах нахождения новых истин, которые впос­ледствии неизбежно будут модифицированы. В отличие от фи­зических наук, исследующих одну независимо существующую реальность — материальный, физический мир, — социальные науки и психология имеют дело, по Харре, с двумя существу­ющими независимо от человека мирами — материальным ми­ром и символическим миром, т. е. миром человеческого об­щения, где важнейшую роль играет языковое общение. Че­ловеческие существа трактуются Харре в рамках психологин не как индивиды, а как члены человеческих общностей, кол­лективов. В развиваемой им социальнопсихологической тео­рии он опирается на идеи Л. С. Выготского и позднего Л. Витгенштейна.




 

Поиск по сайту