Хартсхорн


XAPTCXOPH (Hartshome) Чарльз (5 июня 1897, г. Киттеннинг, штат Пенсильвания, США — 9 октября 2000, г. Остин, штат Техас, США) — американский религиозный философ, создатель неоклассической метафизики. Закончил Гарвардс­кий университет, изучал философию в университетах Марбурга и Фрейбурга. В 1925—28 преподавал в Гарвардском уни­верситете (ассистировал А. Н. Уайтхеду), в 1928—55 — в Чи­кагском университете, в 1955—62 гг. — профессор философии в Эмори университете, с 1962 — в Техасском университете. В 1930—40х гг. Хартсхорн опубликовал ряд работ, в которых проводил мысль, что идея Бога должна быть результатом ра­циональной рефлексии относительно не только человека, но и космического процесса. При обосновании своей философ­скорелигиозной позиции апеллировал к науке и современ­ным гносеологическим и логическим средствам. Он выступил с необычной для протестантской мысли заявкой на созда­ние цельной теологическиметафизической системы анало­гичной системе Фомы Аквинского, в основу которой поло­жил религиозно интерпретированные идеи философии А. Н. Уайтхеда. Свою позицию он называл «метафизикой ста­новления и относительности», «естественной теологией», «нео­классической метафизикой», «процессфилософией» и дp. Xapтсхорн считал правомерным классическое понимание метафи­зики как исследования бытия, но при условии построения ее не на субстанциалистских, а на процессуальных и релятивистских категориях — времени, становления, событийности и т. п. Возможность логически непротиворечивого обоснования ме­тафизического и гносеологического реализма Хартсхорн свя­зывает с принятием посылки о наличии континуума, объединяюшего субъект и объект в познавательном опыте, которую дает панпсихизм: все (в т. ч. и считающиеся физическими) эле­менты опыта проникнуты «чувством» и «социальностью» (от­сюда физику он предлагал включать в психологию, а не на­оборот).Через «социальность» (или, в христианских категориях, «божественную любовь») индивидуальный опыт человека переплетается с универсальным «божественным опытом». В книгах «Божественная относительность: социальная кон­цепция Бога» (The Divine Relativity: A Social Conception of God. New Haven, 1948), «Реальность как социальный процесс: ис­следования метафизики и религии» (Reality as Social Process: Studies in Metaphysics and Religion. Boston, 1953), «Логика со­вершенства и другие очерки по неоклассической метафизике» (The Logic of Perfection and the Other Essays in Neoclassical Metaphysics. La Salle, 1961) Хартсхорн, основываясь на идеях органицизма, панпсихизма и социальности, развивает теоло­гию, которую называет панентеизмом. В противополо кность классическому теизму, изображающему Бога как трансцендентное миру абсолютное бытие, а также пантеизму, растворяюшему Бога в тотальности изменчивого мира, он приписывал Богу диполярную или «соотносительную» природу. Согласно его концепции, Бог есть творческий процесс познания соб­ственного становления, развертывающийся в мире по мере актуализации заключенных в нем возможностей. Бог совер­шенен, но только в смысле имеющихся в нем потенций пре­восходить случайные и несовершенные события мира. В со­относительности Бога и мира воссоединяются полярности имманентного и трансцендентного, совершенства и ограни­ченности, активного и пассивного, случайного и необходимого, личностного и социального.

В 1970-80е гг. идеи неоклассической метафизики Хартсхорна получили дальнейшее развитие в «теологии процесса», в работах его учеников — Дж. Кобба, С. Огдена, Д. Гриффина и др. В США создан Центр по изучению философии про­цесса, с 1971 издается журнал «Процессуальные исследова­ния», объединивший вокруг себя как протестантских, так и католических мыслителей. Философия Хартсхорна широко обсуждается в европейской религиозной мысли и оказала вли­яние на различные варианты «естественной теологии».

Тэги: ,



 

Поиск по сайту