Хемчандра


ХЕМАЧАНДРА (санскр. Hemacandra) — джайнский фило­соф, проповедник, политик, поэт и ученыйэнциклопедист, живший в Гуджарате (северозапад Индии) в 11 — 12 вв. По­знания Хемачандры во всех доступных в его время дисциплинах знания обеспечили ему почетный титул Каликаласарваджня («Всезнающий эпохи калы» — нынешнего мирового периода). Автор многочисленных сочинений, составляющих целый свод джайнской средневековой письменности. Родил­ся в г. Гандхука близ Ахмадабада, уже в ранние годы стал по­слушником под руководством шветамбарского учителя Дэвачандры и в 21 год получил полное джайнскос посвящение в монашество (сури). Став влиятельной фигурой уже при гуджаратском царе Джаясинхе Сиддхарадже, он обратил в джай­низм его преемника Кумарапалу, добился по крайней мере вре­менных успехов в преобразовании придворных нравов, уго­ворив царя отказаться от охоты как развлечения, нарушаюшего закон неврежденияахимсы.

Кумарапале Хемачандра посвятил целый ряд своих сочине­ний, в т. ч. в 1163 специальную поэму «Кумарапалачарита» («Жизнь Кумарапалы») на санскрите и джайнском пракрите (всего 28 глав), в которой восхваляются добродетели покро­вителя джайнизма и восстанавливается история гуджаратской столицы. В наставление Кумарапале была составлена и «Лагхварханнитишастра» («Легкая джайнская наука политики»), посвященная преимущественно гражданскому праву, где Хемачанлра цитирует брахманистские «Законы Ману» и одно­временно полемизирует с ними, отстаивая идею крайней не­желательности войны и приоритет ахимсы как основного кри­терия любого правильного действия. Стремясь поставить джайнизм на уровень высшей брахманистской образованно­сти, Хемачандра пишет по всем областях знания, составляя лексикографические словари, практическую грамматику джайнского пракрита (ставшую важнейшим источником и по ис­тории пракритской литературы), сочинения по поэтике, про­содии и две философские работы: по гносеологии «Праманамиманса» (« Исследование источников знания») и диалектической логике «Ануйогавьяваччхедадватримшика» («32 стиха по различению проблем»), где подвергаются критике неджайнские философские школы (на нее позднее был составлен знаменитый комментарий «Сьядвадаманджари» Маллишены). По просьбе Кумарапалы Хемачандра написал и дидактическую поэму «Йогашастра» («Наука йоги»), в котором «йога» лишь во вторичном значении соответствует классической ме­тоде психотехники, преимущественно же — «религиозным упражениям» в целом, дисциплине практики благочестивого джайна. Главы 1—4, занимающие более трех четвергтей объе­ма текста, предлагают джайнский путь к совершенству с ори­ентацией на мирян. Йоге в классическом смысле более или менее соответствует материал глав 5—12, занимающий менее четверти объема поэмы. Ахимса как основной принцип пра­вильного поведения противопоставляется и здесь нормам «За­конов Ману» и прославляется как «любящая мать вcex су­ществ, поток нектара в пустыне сансары, прохладное обла­ко, плывущее над воспламененным лесом страдания, лучшая целительная трава для мучимых болезнью, которая называ­ется вечным круговращением существования» (11.50—51). По­эма изобилует назидательными сентенциями, посвященны­ми неведению, судьбе, преходящему характеру всех радостей временной жизни и т. д.

В шветамбарской традиции почитается «джайнская пурана» Хемачандры «Тришаштишалакапурушачарита» («Жизнеописа­ния 63 превосходных мужей»), написанная им незадолго до смерти и содержащая легенды о 24 джинах, 12 чакравартинах («правители мира»), 9 васудэвах, 9 баладэвах и 9 врагах Вишну. Хемачандра одновременно имитирует индуистский вишнуитский эпос и соперничает с ним, пытаясь противопо­ставить джайнских «героев» вишнуитскому пантеону. Пове­ствование перемежается объяснениями основных религиоз­ных понятий, все назидательные истории призваны проил­люстрировать действие закона кармы. Глава X (распростра­нявшаяся также отдельно) «Жизнь Махавиры» совпадает в своей трактовке биографии основателя джайнизма с текста­ми Джайнского канона — «КальпасутроЙ» и «Айярангой», — но предлагает более детализированный материал (сведения о современниках Джины Махавиры, в т. ч. о знаменитом царе Магадхи — Бимбисаре). Хемачандре принадлежала также по­эма «Паришиштапарван» или «Сгхавираваличарита» («Допол­нительная книга», или «Жизнеописание чреды старцев»). За исключением двух последних джайнских «пророков» — Паршванатхи и Махавиры, поэма посвящена первым ученикам Джины — знатокам его основных текстов и джайнским «стар­цам» в соответствии с линией премственности, принятой в тра­диции шветамбаров.

Хемачандра скончался, оставив после себя богатейшее лите­ратурное наследие и превратив Гуджарат в важнейший фор­пост джайнизма, каковым он остается и до наших дней. О почитании Хемачандры в джайнизме свидетельствует уже то, что ему приписывается 30 млн сочинений.




 

Поиск по сайту