Хенигсвальд


ХЁНИГСВАЛЬД (Honigswald), Рихард (18 июля 1875, Альтенбург — 11 июня 1947, НьюХевен, США) — представитель неокантианства. Изучает философию в Галле у Риля и у Мейнонга в Граце. С 1902 — доктор медицинских наук в Вене, с 1904 — доктор философии в Галле. Габилитируется в 1906 в Бреслау. 1930—33 гг. — профессор в Мюнхене, в 1938 г. попа­дает в концентрационный лагерь (Дахау), впоследствии эмиг­рирует в США. С феноменологией Хёнигсвальда роднит идея философии как строгой науки, роль, отводимая очевидности как фундаменту познания, и представление об универсаль­ном характере философствования. Расхождения связаны с те­мами редукции, а также с ролью, отводимой в философии ре­лигиозности. Редукцию Гуссерля Хёнигсвальд не отклоняет целиком, однако указывает, что прежде следует более точно определить то, что редуцируется, а также того, кто применяет эту процедуру. Большее значение придается им и религиоз­ной вере в системе философии: она выражает форму овладе­ния миром, заложенную в самом субъекте (иначе: «монаде»). «Монада» истолковывается как causa sui; человек есть суще­ство, само себя определяющее и в этом определении трансцендирующее себя в направлении «высшего сущего». Сама монада, вместе с ее основополагающими функциями осуще­ствления (Vollzug) и языка есть одновременно и принцип, и факт. В своей связи с организмом она есть факт, определен­ный в пространстве и времени, а как коррелят предметнос­ти — принцип. Ввиду этой сущностной фактичности монадического анализ взаимосвязи отношений между интенциональностью (смысл, предметное отношение), внутренней темпоральностъю и внешней темпоральностью (природой) важная задача. В его монадологии посредством этого анализа осуществляются далеко идущие трансформации неокантиан­ства. Свою философию Хёнигсвальд называет «психологией мышления» (Denkpsychologie), что не означает несогласия с общей антипсихологической ориентацией неокантианства и феноменологии, но подразумевает требование начинать с ана­лиза практически проживаемого сознания, находящегося в конкретной культуре и конкретном человеческом обществе. Человек и культура оказываются носителями познания в пре­дельно широком смысле ориентации в мире. Познание есть фактичный, связанный с переживанием процесс: знание есть осознанность переживания во всех его компонентах. Разра­ботка Хёнигсвальдом проблемы языка оказала влияние на философию языка и фонетику 20 в. Всякое «мыслящее пове­дение» есть речь: должна иметься возможность представить всякое мыслительное переживание как мыслительное пере­живание, а значит, психика с необходимостью манифести­рует себя в выражении (Ausdruck). Педагогические идеи Хёнигсвальда, содержащиеся в его философии (ведя речь о месте человека, педагогика решает одну из основных культурноантропологических задач), оказали влияние на Б. Бауха и Т. Литта.




 

Поиск по сайту

  • Здесь лучшая онлайн радио http://www.yaom.ru/online-radio/.