Хессе


XECCE (Hesse) Мэри Бренда (род. 1924) — английский фи­лософ и историк науки. В 1951—59 работала в Лидском и Лондонском университетах, с 1960 — в Кембриджском. Хессе — противник как узкого эмпиризма и редукционизма ло­гических позитивистов, так и релятивизма историкометодо­логической концепции радикального изменения знчения терминов теории при переходе от одной парадигмы с другой (Т. Кун и др.). Предложенная ею эпистемологическая теория истины исходит из принципа отсутствия какихлибо приви­легий для любой, включая современные, научной теории. По ее мнению, в каждой теории выделяется некоторое множе­ство высказываний наблюдения, которые признаются истин­ными соответствующим научным сообществом на основании общего согласия (консенсуса) и с учетом сложившейся линг­вистической практики. Большинство истинных высказываний наблюдения переводимы из одной научной системы в дру­гую с сохранением их значений истинности. Теоретические высказывания получаются путем индуктивных выводов из ис­тинных высказываний наблюдения, и им приписываются зна­чения истинности, соответствующие степени веры в них, оп­ределяемой индуктивными процедурами и аксиомами теории вероятности. В соответствии с этим, считает Хессе, основная цель науки состоит в аккумуляции прагматически успешно применяемых истинных высказываний, дающих возможность лучше ориентироваться в окружающем мире и управлять им. В подходе Хессе, т. о., сочетаются реалистические, прагматические и инструменталистские моменты. Вместе с тем Хессе считает, что, хотя научная теория способна давать успешные фактуальные предсказания, из этого не следует, что законы науки являются необходимыми утверждениями, обеспечива­ющими постепенное приближение конкурирующих теорети­ческих концепций к описанию истинной сущности мира. Хес­се активно выступает за тесный союз истории, науки и фило­софии науки, однако при этом она отвергает целесообраз­ность создания «историкофилософской теории науки» и настаивает на необходимости разделения труда между исто­риками и философами науки. По ее мнению, понимание за­дач истории науки, сводящееся только к изучению интеллектуального развития научного знания, слишком ограничено и требует дополнительных исследований социальных, экономи­ческих и политических факторов, во многом опредляющих когнитивный аспект науки. В силу этого историконаучное исследование неотделимо от задач всеобщей истории, а ос­новная задача философии состоит в исследовании природы истины и рациональности в науке.




 

Поиск по сайту