Баррет


БАРРЕТ (Barrett) Уильям (30 декабря 1913, Нью-Йорк -8 сентября 1992, Территаун, штат Нью-Йорк) — американ­ский философ и историк философии. Баррет одним ш первых представил европейскую философию экзистенциилита американской аудитории («Что такое экзистенциа­лизм?» — «What is Existentialism?», 1947). Позже он создал свою концепцию в рамках философии экзистенциализма. В центре его творчества — проблема отчуждения. Отчужде­ние в современном обществе проявляется, по Баррету, в разрушении аутентичности личности, утрате индивидом своего «подлинного Я», а также в ощущении бессмыслен­ности существования. Вслед за Ясперсом он считает, что основной источник отчуждения — это превращение техни­ки в самодовлеющую силу и разложение личности на множество технических функций. Одним из источников отчуждения выступает и рационалистическая философия. Баррет полагал, что Платон и Аристотель придали разуму уникальную способность постижения истины путем от­деления от нее мифических, религиозных и поэтических элементов, с которыми она прежде была неразрывно свя­зана. От греческой философии (прежде всего аристотелев­ской логики) берут начало европейская наука и зависи­мость мышления от абстрактных моделей мира. Принятие установок рационализма, концепций объективной истины, а также объективного времени, пространства и причин­ности заставляет человека жить не по аутентичным зако­нам его внутреннего мира, а по законам чуждой ему науч­ной картины мира. Так, Декарт перенес на философию методы науки, распространив их на всю сферу человечес­кого знания. В результате возник «технологический» дух западной цивилизации, а рациональность стала «безум­ной». «Шизофрения технологической культуры» кажется всепоглощающей. Но человека невозможно полностью разложить на функции и составляющие. Всегда остается «нерастворимый» иррациональный остаток. Человек внут­ренне свободен, но только в лоне «технологической» куль­туры он этого не осознает. «Технологический» дух, по Баррету, не следует развивать дальше, его следует преодо­леть. В 20 в. экзистенциализм в философии и модернизм в искусстве отражают духовный кризис, порожденный рас-колотостью человеческого духа, отчужденностью человека от мира, от других людей и от самого себя. Экзистенциа­лизм и модернизм бросают вызов тому абстрактному и упрощенному взгляду на человека, который берет начало в картезианстве и продолжается в марксизме, позитивизме, бихевиористской психологии, а также в других выражениях «технологического» духа. Для современного западного че­ловека в его повседневной жизни, согласно Баррету, спасе­нием может стать личностное мировосприятие и глубоко индивидуальное общение.




 

Поиск по сайту