Хету


ХЕТУ (санскр. hetu— импульс, мотив, основание, причи­на) — в индийской философии обозначение побуждающих причин или логических основ явлений. В буддизме — прямая причина в отличие от косвенной (pratyaya), напр, хету расте­ния является зерно, а пратьяя — освещенность, увлажненность почвы и т. п. В индийской логике и эпистемологии лету выступает основанием логического вывода (анумана), синонимом выводного знака (линга); в классическом примере вы­вода о наличии за горой огня по признаку поднимающегося изза нее дыма хету служит дым. Соответствует среднему термину в аристотелевской логике. Если в ньяе хету назван не только сам материальный факт (напр., дым), но и содержа­щая его упоминание средняя посылка логического вывода, то вайшешик Прашастапада видел в хету только факт, отличая его от средней посылки, обозначаемой термином «ападеша». В роли хету может выступать лишь тот факт, который удовлетворяет трем признакам выводного знака (трайрупья): 1) содержаться в пакте, локусе или субстрате вывода (в клас­сическом примере— гора), 2)неизменно сопровождаться свойствами, принадлежность которых пакше доказывается посредством вывода (дым должен сопровождаться огнем), 3) не встречаться там, где нет этих свойств (там, где нет огня, не может быть и дыма). Индийские логики уделяли большое внимание классификации ошибок хету — хетвабхаса.




 

Поиск по сайту