Царства Бытия


«ЦАРСТВА БЫТИЯ» (The Realms of Being, v. 1-4. N. Y, 1927-40; однотомное издание — 1940) — произведение Дж. Сантаяны. Включает: «Царство сущности» (The Realm of Es­sence), «Царство материи» (The Realm of Matter), «Царство ис­тины» (The Realm of Truth), «Царство духа» (Тhe Realm of Spirit).

Идея работы, описывающей систему «природа—сознание-идеальное», возникла у Сантаяны еще в период подготовки «Жизни разума» (The Life of Reason, v. 1—5. N. Y, 1905-06), в которой он прослеживал проявления человеческого духа и воображения в различных формах культуры. Уже тогда он скептически относился к ряду концепций американских фи­лософов, растворявших сознание и культуру в «нейтральном опыте» (У. Джеймс, неореалисты), а также к номиналистичес­кой трактовке универсалий. При объяснении сознания и куль­туры, считал он, нельзя обойтись без платонизма, т. е. при­знания бытия идеального. Позднее под влиянием споров неореалистов и критических реалистов по поводу дилеммы эпистемологического монизма и дуализма он написал книгу «Скептицизм и животная вера» (Scepticism and Animal Faith. L.—Bombey—Sydney, 1923), в которой сформулировал прин­ципиальные для его версии критического реализма тезисы: субъект-объектное отношение опосредовано идеальным со­держанием сознания или сущностями; сущности даны в ин­туиции непосредственно и достоверно; репрезентируя мир, они не отражают его; существование внешнего мира логичес­кими средствами доказать невозможно, реализм основан на животной вере; знание и культура возникли на основе этого «наиболее иррационального, животного и примитивного из верований» (р. 190—191).

В 1927 вышел в свет 1-й том «Царства бытия» - «Царство сущности». В предисловии Салтаяна оговаривал, что «цар­ства» — это не метафизическое учение о бытии ка к бытии и не онтологическая система, а различения качественно раз­ных аспектов опыта — телесных, мыслительной деятельно­сти, ее продуктов. «Царство сущности» охватывает любое идеальное содержание сознания, напр, цвета, деревья, «тер­мины астрономии», «философию Гегеля», «исторические со­бытия». Оно включает в себя не только то, что когда-либо мыслилось, но и чистые возможности, напр, ненаписанные симфонии или стихи. «Царство материи» — это каше соб­ственное тело, физические горы, дома, а также то. что назы­вают «материей» ученые-физики. «Царство истины» — это идеи, теории, фантазии, почерпнутые из «царства сущности» и реализовавшие себя через человеческое сознание в суще­ствовании. «Царство духа» — это ментальная активность, про­являющаяся в чувствах и мыслях людей, в эстетической ин­туиции, и т. д.

Все «царства» взаимодействуют между собой т. о., что порож­дающей силой выступает «царство материи», производящее человека и его сознание — «царство духа», последнее — иде­альное «царство сущности», включающее в себя «царство истины». Однажды возникнув, «царства» приобретают статус автономных реальностей, нередуцируемых друг к другу. По типу реальности они различаются на бытие и существование. Существовать — значит иметь пространственно-временные координаты, чем обладают только материальные вещи. Иде­альным сущностям свойственно только чистое бытие: «Чис­тое бытие... придает всем сущностям логическую или эстети­ческую материю... обнаруживаясь как свет во всех цветах или жизнь во всех чувствах и мыслях» (The Realm of Essence, p. 45). Их бытийствешшми характеристиками являются самотож­дественность, индивидуальность, универсальность, бесконеч­ность, вечность и неизменность. Ими правит хаос, а не Ло­гос: Платон был ближе к истине, нежели Гегель, приписав­ший идеальному законосообразное развитие. Книгу «Царство материи» Сантаяна представил как защиту спинозизма или «великой аксиомы материализма, провозгла­шающей господство материи в каждом бытии, даже когда это бытие является духовным» (The Realm of Matter, p. 100). Он именовал себя «натуралистом» и «материалистом», видя смысл материализма не в принятии материалистического монисти­ческого принципа, а в признании реальности материи и в ог­раничении ее функции субстанциональной первичностью. Приняв эволюционную парадигму, Сантаяна отрицал разви­тие природы: «Последовательность есть замещение, а не раз­витие» (ibid., p. 80). Идея объективных закономерностей есть «гипостазирование логического в материальное». «Материя» — принцип иррациональный, и «никакой чувственный, графи­ческий или математический транскрипт не будет столь точ­ным, чтобы презентировать ее» (ibid., p. XI). Объективную истину Сантаяна перевел из сферы гносеоло­гии в сферу онтологии. «Взгляды могут быть более или менее правильными и дополнительными друг к другу потому, что они относятся к одной и той же системе природы, полное описа­ние которой, покрывая все прошлое и будущее, должно быть абсолютной истиной» (The Realm of Essence, p. XV). «Царство истины» являет собой «полное идеальное описание существо­вания» (The Realm of Truth, p. 14). Функция «царства духа» в системе «царств» — осуществление интеракции бытия и су­ществования. Будучи нематериальным, дух в форме интуиции имеет доступ к континууму определений — сфере сущностей, выхватывая некоторые из них для квалификации существо­вания, в то же время, будучи ментальной деятельностью те­лесного организма, он реализуется в разуме и интенциональности, представляющих собой «проектирование через живот­ную веру» (The Realm of Essence, p. 96). Критики упрекали Сантаяну за искусственность соединения натурализма с платонизмом, за изображение идеального со­держания культуры в виде замороженного театра платоновс­ких форм, за негативизм к научным методам обоснования на­турализма. Многим в «Царствах бытия» слышалось эхо схо­ластической метафизики. Тем не менее предложенная Сантаяной схема природы—сознания—идеального не канула в вечность: в новой форме попытку соединить натурализм с платонизмом предпринял, напр., К. Поппер (плюралистичес­кая концепция «трех миров»). Повторяются и интенции схе­мы: обосновать реальность сознания, ментального, идеаль­ного, личностного как основания философии, культуры и мо­рали; принять факт релятивности знания и в то же время спа­сти реализм путем вывода идеального в трансцендентную сферу с одновременным укоренением ментального в биоло­гическом.




 

Поиск по сайту