Цвингли


ЦВИНГЛИ (Zwingli) Ульрих (1 января 1484, Вильдхауз, Швейцария — 11 октября 1531, близ г. Капелла) — лидер швейцар­ской Реформации, основатель одного из трех (наряду с лю­теранством и кальвинизмом) главных направлений протес­тантизма. Учился в Венском (1498—1502) и Базельском (1502—04) университетах. В 1506 Цвингли посвящается в ду­ховный сан и становится священником в Гларусе (до 1516). Он испытал большое влияние гуманистов, прежде всего Пико­делла Мирандолы и Эразма Роттердамского, с которым был лично знаком. Назначенный каноником в Цюрих (1519) ак­тивно выступает за отмену обязательных постов и целибата. Поддерживаемый городским советом (членом которого Цвин­гли вскоре становится), он все решительнее порывает с като­лической догматикой и проводит в жизнь идеи Реформации: ликвидация монастырей, упразднение таинств, поклонения мощам и иконам, требование проведения богослужений на родном языке. В 1523 он слагает с себя сан и вскоре стано­вится влиятельнейшим религиозным и политическим деяте­лем Цюриха. Цвингли принадлежат тезисы «Об истинной и ложной религии» (1525). Цвингли воспроизводит принципиальные установки протестантизма, впервые сформулированные М. Лютером, к кото­рому он относился с глубоким почтением. Однако в отличие от виттенбергского теолога, впитавшего идеи и тип мышле­ния средневековых мистиков, Цвингли был более рациона­листичен и последователен, настаивая на том, что каждое по­ложение вероучения должно быть обосновано соответству­ющим библейским текстом. Наиболее известно их расхожде­ние в понимании таинства причащения: Лютер настаивал на реальном присутствии тела и крови Христа, тогда как Цвинг­ли понимал его сугубо символически — как напоминание о «тайной вечере». Все попытки найти компромисс даже во вре­мя личной встречи в Марбурге натолкнулись на непреклон­ность Лютера. Цвингли был либеральнее и решительнее в по­литических воззрениях: осуждал крепостничество, ростовщи­чество, использование военных наемников, защищал интере­сы мелких предпринимателей. С Ж. Кальвином его сближало требование пресвитерианской организации церкви, хотя те­ократические претензии Цвингли не принимали такого дес­потического вида, как у «женевского папы». Он был не стать категоричен и в интерпретации божественного предопределе­ния, свободы воли, первородного греха, более терпимо отно­сясь к суждениям античных философов и средневековых схо­ластов. Вместе с тем как представитель бюргерского крыла. Реформации Цвингли осуждал крестьянские восстания и сан­кционировал преследования своих прежних единомышленни­ков (К. Гребель, Б. Губмайер), выступивших за более радикаль­ные преобразования (предвосхитивших появление протестан­тского сектантства): отмену десятины, отделение церкви от светской власти, ликвидацию церковных приходов в пользу «церкви-общины», состоящей лишь из верующих, сознательно крестившихся во взрослом возрасте. Реформация в Швей­царии охватила прежде всего крупные города, окруженные католическими «лесными кантонами». Все попытки Цвингли создать в стране единый протестантский фронт против като­ликов потерпели неудачу. В октябре 1531 он сопровождал вой­ска Цюриха в качестве капеллана и был убит. После гибели Цвингли влияние его идей заметно упало и его последовате­ли слились с кальвинистами.

Тэги:



 

Поиск по сайту