Цезарепапизм


ЦЕЗАРЕПАПИЗМ — понятие, выражающее такое соотно­шение церкви и государства, при котором устанавливается примат светской власти над духовной, а царю помимо абсо­лютной светской власти передаются и священные функции. Большинство историков находят цезарепапизм в истории Византии, где юридически отношения церкви и государства регулировались «теорией симфонии», выраженной в предис­ловии к VI новелле Кодекса императора Юстиниана (6 в.): «Величайшие дары Божий, данные людям высшим челове­колюбием,— это священство и царство; первое служит делам Божеским, второе заботится о делах человеческих, оба происходят из одного источника и украшают человеческую жизнь, поэтому цари более всего пекутся о благочестии духо­венства, которое со своей стороны постоянно молится за них Богу». Тенденции к цезарепапизму можно обнаружить в тол­кованиях на Номоканон антиохийского патриарха Феодора Вальсамона (12 в.): император главенствует над церковью, его власть выше епископской, ему принадлежат права и преиму­щества архиерея. Ряд историков, в т. ч. прот. А. Шмеман, считают, что нельзя однозначно характеризовать отношение церкви и государства в Византии как цезарепапизм, ибо меж­ду ними существовал догматический союз, в вопросах догма­тики имперская власть подчинялась церковной. В русской ис­тории тенденцию к цезарепапизму связывают с появлением Соборного уложения 1649 царя Алексея Михайловича, его упрочение — с реформами Петра I, упразднившего патриар­шество, конфисковавшего в пользу государства церковное имущество и реформировавшего церковное управление. В де­ятельности патриарха Никона ряд историков — М. В. Зызы-кин, архиеп. Серафим (Соболев) — усматривают стремление противостоять цезарепапизму. С критикой цезарепапизма в русской истории выступали В. О. Ключевский, С. М. Соловь­ев, Вл. С. Соловьев, А. В. Карташев и др. В. В. Зеньковский, напротив, считал, что цезарепапизм не характерен для рус­ской церковно-политической мысли: «Теократическая тема христианства развивается в России не в смысле примата ду­ховной власти над светской, как это случилось на Западе, а в сторону усвоения государственной власти священной мис­сии. Это не было движение в сторону цезарепапизма. Цер­ковь сама шла навстречу государству, чтобы внести в него бла­годатную силу освящения» (История русской философии, т. 1. Париж, 1989, с. 49). Критику цезарепапизма как искаже­ния теократии можно найти у Л. А. Тихомирова, И. А. Ильи­на и др.

Тэги:



 

Поиск по сайту