Целлер


ЦЕЛЛЕР (Zeller) Эдуард (22 января 1814, Клейнботвар — март 1908, Берлин) — историк философии и протестантский теолог. Известен прежде всего как автор основополагающего и долгое время нормативного для европейской науки об ан­тичности труда «Философия греков в ее историческом разви­тии» (3 т. в 6 кн.), а также «Очерка истории греческой фило­софии» (1883) — популярного сокращения первого сочине­ния. Закончил евангелическую гимназию в Маульбронне (1831), затем Тюбингенскую семинарию (1835) и университет (1840). Основные этапы профессиональной карьеры: при­ват-доцент в Тюбингене (1840), профессор теологии в Бонне (1847), профессор философии в Марбурге (1847; после того, как из-за конфликта с ортодоксальными протестантскими кругами оставил кафедру в Бонне); с 1862 — профессор фи­лософии в Гейдельберге, с 1872 — в Берлине; в 1895 вышел в отставку.

Как теолог Целлер занимался источниковедческими пробле­мами раннего христианства, был близок к т. н. Тюбингенской школе Ф. X. Баура—Д. Ф. Штрауса, разрабатывавшей под влиянием философии истории Гегеля методику исторической критики Евангелий и заложившей основы современных ис­следований в области истории Церкви. С 1842 по 1857 со­вместно со своим учителем и тестем Бауром — редактор и из­датель «Теологического ежегодника». Наиболее значительные труды: «История христианской церкви» (1847), «Теологичес­кая система Цвинтли» (1853), «Апостольская история: содер­жание и происхождение» (1854), «Государство и церковь» (1873).

«Философию греков», основной историко-философский труд, Целлер создавал, опираясь на достижения своих предшествен­ников (Шлейермахера, Риттера, Брандиса, Гегеля) и вместе с тем критикуя их. В частности, он отмечал у Шлейермахера историзм интерпретаций и переводы Платона, но в то же время необъективный подход к Аристотелю; у Риттера — недоста­ток исторического чутья; у Брандиса — масштабность замысла, детальность исполнения, но и бессистемность изложения; у Гегеля — системность, органическое понимание истории, трактовку философских взглядов атомистов, софистов, Сокра­та, Аристотеля и принципиальное отождествление историчес­кого и логического. Целлер прежде всего был нацелен на ис­следование источников, его интерпретации всегда подкрепле­ны обильными цитатами, его обобщения никогда не опережа­ют фактов — все это до сих пор поддерживает его труд на должной высоте. Принятое им деление истории античной фи­лософии на три периода — от древних ионийцев до Сократа (1-й том); Сократ, Платон и Аристотель и их последователи (2-й том); философия 3—2 вв., эклектизм, неоплатонизм (3-й том) — было воспринято историками философии и послужило базой для дальнейших разработок уже отдельных периодов (ср. «Досократики» Г. Дильса). В последующем были преодолены некоторые методологически неверные установки Целлера, в частности его несправедливая оценка постаристотелевской фи­лософии как периода «упадка» (гегелевский «антитезис» к периоду классики), и восстановлено самостоятельное значение философии эллинизма (в первую очередь стоицизма). Круг ин­тересов Целлера как историка философии не был ограничен античностью; в частности, он был автором «Истории немец­кой философии от Лейбница» (1873).

Тэги: , ,



 

Поиск по сайту