Церковь


ЦЕРКОВЬ (лат. ecclesia) — термин, обозна­чающий религиозное сообщество христиан и соответствую­щую иерархическую структуру, жизнь и деятельность которой регламентируется вероучительными и каноническими норма­ми, выработанными в контексте истории христианства. Цер­ковь в узком смысле — христианское культовое здание, храм (рус. слово «церковь» восходит к греческому io)piaic6v — храм Господень). Буквальное значение греч. слова ёккХтрих — «со­брание тех, кто позван» — отражает первичное понимание, согласно которому церковь — это местная община призван­ных Богом на путь спасения последователей Иисуса Христа. Распространение христианства в различных культурных кон­текстах в границах позднеантичной ойкумены и за ее преде­лами поставило вопрос о единстве церковных общин, кото­рое было понято как вероучительное и «мистическое». Цер­ковь объединяет одна вера, актуализируемая через тожде­ственный по существу религиозный опыт общения и единства с Богом «во Христе». Согласно метафоре апостола Павла, цер­ковь есть Тело Христа, а сам Христос — ее Глава. Одушевля­ющей, животворной силой этого Тела является Дух Божий, в день Пятидесятницы сошедший на апостолов, которые пред­ставляли христианскую первообщину (поэтому церковь есть также и «храм Духа»). Все члены церкви, вступившие в нее, через крещение «во Христа» и соединение с ним в таинстве Евхаристии (причастии «Телу и Крови Христа»), составляют т. н. «невидимую» церковь. В то же время церковь — это кон-кретная, «видимая» религиозная структура, имеющая своих институциональных лидеров, профессиональных служителей и рядовых членов, материальную базу и корпоративные интересы.

Эта двуединая природа церкви часто выражается богослова-ми через различение церкви как духовного «события» и цер­кви как земной институции. С богословской точки зрения церковь— динамическая реальность, которая описывается выражением «уже — еще нет». Со стороны Бога все уже совершено: Богочеловек Христос основал церковь как духов­ное пространство спасения и обожения, которое открылось в историческом времени; церковь есть «небо на земле». Вме­сте с тем спасение есть процесс, духовный путь, прохожде­ние которого требует участия свободной воли человека. Вне­шняя церковная организация создает объективные условия (преемственность священнической иерархии, вероучения и дисциплины, совершения богослужения и таинств (см. Тайнства церковные) и т. д.) для того, чтобы каждый человек мог осуществлять свое спасение в соответствии с христианской традицией. Будучи «окном в вечность», появившаяся в ново­заветную эпоху церковь имеет свою собственную историю, ко­торая разворачивается в контексте истории христианских об­ществ, государств и культур. Во временной перспективе цеpковь выступает как религиозная традиция и одновременно как ряд региональных и местных традиций, которые, вступал во взаимодействие с культурой, создают сложные конкретно-исторические образования. После победы христианства над язычеством церковь встраивается в общественную структуру, превращаясь в религиозно-идеологический и культовый «де­партамент» государства (в нехристианских обществах церковь остается религией этнорелигиозного меньшинства). В резуль­тате под эмпирической церковью начинают понимать не столько сообщество христиан, сколько клерикальную корпорацию, наделенную определенными властными полномочи­ями. Это в свою очередь имело следствием некоторые изменения в религиозном сознании, в результате чего, напр., носителем церковности признавались только клирики как оп­ределенное сословие (в средневековом католичестве) или гла­вой церкви провозглашался монарх (пореформационная Ан­глия, Российская империя в XIX в.).

В ходе истории христианская церковь пережила множество разделений, результатом которых стал конфессионализм — существование многих церквей в рамках общей религиозной традиции. От восточной (византийской) церкви отпали несториане и монофизиты (т. н. дохалкидонские церкви), в 1054 произошло окончательное разделение восточной и западной (римской) церквей. В период Реформации XVI в. от Рима от­делились протестантские церкви, что положило начало процессу образования множества различных протестантских де­номинаций. В результате можно говорить о трех основных типах церквей: восточноправославном — национальные, на практике государственные, церкви, объединенные единым вероучением и общением в таинствах; римско-католическом — всемирная церковь, подчиненная юрисдикции Римского папы; протестантском — церковь как конгрегация верующих во Хри­ста, принадлежащих к определенной конфессиональной тра­диции (нужно отметить, что существуют и государственные, национальные церкви, идеологически восходящие к Рефор­мации).

В эпоху конфессионализма церкви оказались максимально отчуждены друг от друга, выражением чего были различия в ве­роучении, богослужении и организации, а следствием — вза­имные обвинения в «антицерковности» и религиозные вой­ны. В современную эпоху, когда церковь вследствие секуля­ризации постепенно утратила влияние в обществе, ее практика ограничивается удовлетворением религиозных потребностей отдельных личностей, а также охранением христианских цен­ностей. Косвенным результатом этого явилось возникнове­ние в 20 в. всемирного экуменического движения (см. Эку­менизм), цель которого — сближение различных христиан­ских церквей и их воссоединение перед безрелигиозным миром. Ряд богословов и церковных деятелей предлагает со­гласовать христианскую веру с современной наукой и культу­рой и адаптировать церковную практику к изменившимся ис­торическим условиям (см. Модернизм религиозный). В свою очередь консервативные церковные круги выступают, с од­ной стороны, против экуменизма, защищая свою конфесси­ональную идентичность, а с другой — призывают вернуться к такой общественной структуре, в которой церковь снова бу­дет играть роль определяющей силы в области мировоззре­ния и морали (см. Фундаментализм).




 

Поиск по сайту