Цзи


ЦЗИ (кит., буквально — пружина, а также движущая сила, механизм, механический, организм, начало, импульс, хитро­умный, махинаторский) — одна из самых специфических ка­тегорий китайской философии. Конкретные значения цзи — крючок арбалета, западня, спускать стрелу с крючкса. В се­мантике иероглифа цзи (элементы «дерево» и «зародыш» [«ис­ток», «край»]) понятия «механизм» и «организм», традиционно противопоставляемые на Западе, объединяются через об­щий признак самодвижения, двигательного импульса, исхо­дящего изнутри.

В конфуцианских текстах 5—3 вв. до н. э. цзи имеет значе­ния движущей силы (в «Ли цзи» ему уподобляется «гуман­ность» — жэнь как основной импульс сушествования семьи и государства) и «махинаторских приемов» («Мэн-цзы»). В да­осских текстах цзи употребляется в двух смыслах: I) хитрое, коварное приспособление, плод человеческих рук; 2) есте­ственное, нерукотворное устройство, движущая сила живого организма. Данное разделение соответствует фундаменталь­ной даосской оппозиции «человеческое» (искусственное) — «небесное» (естественное). Сердце, движимое искусностью человека, — коварно, движимое «небесным естеством» — бла­гостно. Понятие «небесной пружины» (тянь цзи) как «дви­жущей силы естества» вводится в «Чжуан-цзы», где оно про­тивопоставляется чувственному восприятию и чувственности (ши юй): чем они глубже, тем «поверхностнее небесная пру­жина». «Пружина»-цзи у Чжуан-цзы имеет физиологический смысл: она «исходит из пяток» и обусловливает «пяточное дыхание». Использование усовершенствованных («механических» — цзи) орудий труда объявляется источником «механи­ческих дел» и в результате — «механического сердца» (цзи синь), эгоистического хитроумия, которое приводит к «неус­тойчивости духовной жизни», противоречащей дао. Подобный тезис повторен в «Хуапнань-цзы», где некое «внутреннее» достояние «совершенномудрого» (шэн) рассматривается как средство, с помощью которого он «проникается небесной пружиной». Это положение корреспондирует с формулировкой «Инь фу цзнна»: «Человеческое сердце — это пружина». «Движущая сила» (цзи) невидима; «высший человек» благо­даря ей получает возможность «усилить свое тело», но «по­средственного человека», пытающегося овладеть цзи, ждет гибель. На этих положениях в средневековом даосизме осно­вывалась практика самосовершенствования, в т. ч. «достижения бессмертия» (см. Сянь сюэ).

В китайском буддизме идея самодвижения всего сущего была интерпретирована как «импульс (движущая сила) будды» (фо цзи); в учении Чжии (6 в.) термин ши обозначал «менталь­ные способности», впоследствии одну из важнейших катего­рий буддийской психологии. В неоконфуцианстве доминиро­вала трактовка цзи, предложенная Чжан Цзаем: «О цзи го­ворится тогда, когда движение исходит не извне». Ван Янмин в истолковании цзи пытался преодолеть противопоставление «небесного» и «человеческого», обращаясь к даосским тер­минам: человеческое сердце— «пружина единой вещи», т. е. Неба и Земли (тянь ди); «небесная пружина» есть «чувственные восприятия» (ши юй).

Единство «организма» и «механизма» в семантике цзи оказалось в своеобразии трактовок китайскими мыслителями кон. 19 — нач. 20 в. западных представлений о созидательных силах при­роды. Напр., по Сунь Ятсену, «биоэлементы создают людей и тьму вещей», подобно тому как люди создают вещи; «птицы — это созданные биоэлементами летательные механизмы (цзи)».




 

Поиск по сайту