Чаадаев


ЧААДАЕВ Петр Яковлевич [27 мая (8 июня) 1794, Моск­ва — 14(26) апреля 1856, там же] — русский философ и пуб­лицист.

В 1808—11 учился в Московском университете. После окон­чания университета служил в гвардейских частях, участвовал в Отечественной войне 1812. В 1821 вышел в отставку и всту­пил в Северное общество (ранее, с 1819, состоял в Союзе бла­годенствия). В 1828—31 Чаадаев пишет свое главное фило­софское произведение «Письма о философии истории» (на франц. яз.) («Философические письма»). В сентябре 1836 в № 15 журнала «Телескоп» Н. И. Надеждин опубликовал первое «Философическое письмо», в котором в историософском аспекте рассматривалась тема России и выс­казывалось положение об отрицательной роли России в ми­ровой истории. Публикация статьи вызвала огромный обще­ственный и политический резонанс. Со стороны правитель­ства последовала серия репрессивных мер, Надеждин был со­слан в Усть-Сысольск, а Чаадаев объявлен сумасшедшим и в течение полутора лет находился под медико-полицейским надзором. Публикация первого «Философического письма» и споры о нем явились одним из стимулов развертывания дис­куссии западничества и славянофильства. В главном философском сочинении Чаадаева прослеживает­ся влияние французской католической и немецкой класси­ческой философии. Центральное звено его религиозной фи­лософии — учение о Боге, стоящем вне мира, но творчески на него воздействующем. Религиозно-философская система Чаадаева в онтологическом и гносеологическом аспектах вклю­чала также рассуждения о чертах сходства и различия между духовным и материальным порядками бытия; о мировом со­знании, об отражении объективного разума в субъективном; о свободе и подчиненности человеческого разума; о принци­пиальной неспособности человеческого разума вне открове­ния постигнуть духовный порядок бытия. Провиденциальный смысл истории, по Чаадаеву, — установление на земле совер­шенного строя жизни — Царства Божия. Адекватно, т. е. в форме христианской социальности, этот замысел отражен только в католичестве. Православная Россия находится вне зоны прогрессивного исторического творчества. В дальнейшем Чаадаев пришел к более оптимистическому воз­зрению на исторические возможности России. Как страна, позднее других вступившая на историческую сцену, Россия может не только воспользоваться плодами культурных дос­тижений просвещенных наций, но и обладает по сравнению с ними тем преимуществом, что может сразу выбрать прогрес­сивные формы жизнеустройства и отвергнуть регрессивные. Основная религиозно-этическая идея системы Чаадаева — положение о пути нравственного совершенствования как об отказе от обособленного, личностного бытия для до­стижения слияния с общим мировым сознанием. Целый ряд идей философской системы Чаадаева впоследствии развил Вл. С Соловьев.

Тэги:



 

Поиск по сайту