Чакры


ЧАКРЫ (санскр. сакга — колеса, диски) — в индуистском тантризме энергетические центры, соотносимые с участка­ми человеческого тела (хотя и не имеющие реальных анато­мических соответствий), по которым происходит восхождение латентной женской энергии кундалини в результате практи­ки кундалини-йоги.

Каждая из шести нормативных чакр обрастает изобильной символикой, включающей ее соответствия определенным кос­мическим элементам (заимствованным из санкхьи), графичес­кие образы, буквы санскритского алфавита и мифологичес­кие персонажи. Нижняя чакра, муладхара («опора основания»), соотносится с областью ниже гениталий, ее знаком является четырехугольник, соответствующим космологическим элемен­том — земля, графическим образом — желтый лотос (символ процветания) с четырьмя красными лепестками, божеством — Брахма с четырьмя Ведами или Ганеша (как покровитель всех начинаний). Следующую чакру, свадхиштхану («установление себя»), тантристы помещают в области гениталий и соотно­сят соответственно с луной или кувшинкой, с водой, белым лотосом с шестью красными лепестками и Варуной или Виш­ну. Третья — манипура («изобилие драгоценностей») — лока­лизуется на уровне пупа и связывается со знаком свастики, огнем, алым лотосом с 10 серыми лепестками (символизиру­ющими дым) и с Агни или Рудрой. Следующая чакра, анахата («изначальный звук»), устанавливается на уровне сердца и со­относится с шестиугольником, ветром, черным лотосом с 12 лепестками киноварного цвета и с Шивой в образе трехглазо­го Иши (аспект владычества). Пятая — вишуддха («очищен­ная») — локализуется на уровне гортани и соотносится с кру­гом, пространством, прозрачным лотосом с 16 серыми лепес­тками и Шивой в образе Садашивы с его супругой Садагаури (аспект вечности). Последнюю чакру, аджню («предписание»), тантристы помешают над бровями или вровень с ними и со­относят с треугольником, тремя ментальными способностя­ми (ум-манас, эготизм-аханкара и интеллект-буддхи), лото­сом с двумя лепестками и Шивой в образе Шамбху (аспект благости). К этим шести чакрам добавляется еще одна — са-хасрара («тысяча спиц колеса»), помещаемая в верхушке че­репа, ей соответствуют первоматерия Пракрити и белый тысячелепестковый лотос. Чакры «нанизаны» на центральный из 72 тыс. артериальных каналов (нади) сушумну и связаны также с двумя дополнительными — идой и пингалой. Отдельные тантрические школы по-разному модифицируют систему чакр. Популярным было добавление еще двух — канды («луковица»), помещаемой в области между гениталиями (где «встречаются» множество артериальных каналов) и пу­пом, и двадашанты («имеющая 12 концов») — на высоте 12 пальцев над черепом. Другие школы добавляли чакры-гран-тхи («узлы»), связующие шесть основных. Шиваиты-натхи считали оптимальным числом чакр девять. Кашмирская тра­диция кула сводит их к четырем. Четырехчастный ряд чакр был принят и буддийскими тантристами, помещавшими их в области пупа, сердца, горла и головы. Смысл этой фантасмагорическо-эротической физиологии со­стоял в обосновании практики кундалини-йоги, которая зак­лючается в «пробуждении» кундалини, мыслимой в виде змеи, свернувшейся в три с половиной кольца вокруг сушумны и «застывшей» в нижней чакре, муладхаре. Цель практиканта — заставить ее с помощью особой психотехники подняться по­этапно по всем последующим чакрам вплоть до высшей (са-хасрара), где происходит ее слияние с самим Шивой. В ходе тантрической практики чакры визуализируются по всем вы­шеназванным своим параметрам, и своей кульминации эта «со­зерцательная практика» достигает в визуализации совокупле­ния кундалини с ее небесным возлюбленным.




 

Поиск по сайту