В ад а


В АД А (санскр. vada—речь, беседа) —многозначный тер­мин индийской философии, означающий: 1) доктрину как цельное и когерентное учение, обосновываемое в диспуте (уже в свидетельствах о шраманском периоде); 2) диспут как таковой, практика и теория которого разрабатывалась как «неортодоксальными», так и «ортодоксальными» тече­ниями и школами; 3) одна из трех основных, притом наи­более солидная и престижная форма диспута, составляю­щая десятую категорию ньяи. По «Ньяя-сутрам», вада — «это [диспут, который ведет] к принятию одного из двух альтернативных мнений [о предмете], когда [одно из них] обосновывается, [а другое] опровергается посредством [об­ращения] к источникам знания и дискурсу с использова­нием пяти членов силлогизма и при отсутствии проти­воречия принятым доктринам» (I. 2.1). Из этого определе­ния следует, что вада —сложная категория, выстраиваемая на базе других—источники знания (прамана), члены силлогизма (аваява), дискурс-терке и доктрины (сиддханта). Ватсьяяна уточняет, что только взаимоисключающие ха­рактеристики, относящиеся к одному предмету, могут со­ставлять два альтернативных мнения—ввиду их взаимо­противоречивости (напр., что Атман есть и что его нет). Другое уточнение гласит, что отстаивать свою позицию и опровергать другую должны оба участника вады (ни один из них не может только доказывать или опровергать что-то). Далее, он уточняет, что вада как серьезная контровер-сия не предполагает тех сомнительных приемов софистики и эристики, которые, при их разоблачении, ведут к пора-жению в диспуте, но что упоминание о требовании непротиворечия принятым доктринам позволяет признать пора­жение того участника вады, который это требование нару­шает. Уддйотакара подвергает критике альтернативное буддийское определение вады как ведение диспута с целью установить свой тезис и разрушить чужой (философ нахо­дит много трудностей уже в связи с интерпретацией «сво­его» и «чужого», а также в связи с «установлением» тезиса).




 

Поиск по сайту