Чань школа


ЧАНЬ ШКОЛА (кит. чань, от санскр. дхьяна— медита­ция) — направление китайского буддизма, получившее наи­большее распространение в странах Восточной Азии. Счита­ется, что первый патриарх Чань школы Бодхидхарма (ум. 528), прибыв в Китай в 520, стал практиковать особую форму ме­дитации (см. Чань сюэ). Выражение «би гуань» («всматрива­ние в стену») впервые появляется в приписываемом ему трактате «О двух вхождениях и четырех практиках» (Эр жу сы син лунь). «Вхождение в принцип» (жу ли) предполагает осоз­нание «истинной реальности» (чжэнь жу) и «изначально чи­стой природы всех живых существ», что достигается в про­цессе «сидячего созерцания стены». «Вхождение в практи­ку» осуществляется благодаря следованию следующим правилам: исходя из того, что все причинно обусловлено, необходимо равно относиться к счастью и несчастью, не ис­пытывать ненависти к причиняющим тебе вред, освободиться от страстей и стремлений, во всем следовать учению Будды. По преданию, Бодхидхарма также сформулировал четыре основных принципа чань-буддизма, предписывающие пере­давать традиции «вне учения (вне наставлений)», «не опи­раться на слова и письменные знаки», «указывать непосред­ственно на сознание», «выявляя собственную природу, ста­новиться Буддой».

Чань школа базируется на философской концепции мадхья-миков и виджнянавадинов (см. Мадхъямика, Виджняна-вада). Чаньские философы исходят из того, что все феноменальное по своей природе «пусто» (санскр. шунья, кит. кун), поэтому «изначальная природа» (бэнь син) тождественна «природе Будды»(фо син) и не существует различий между субъектом и объектом, сансарой и нирваной. Следуя учению йогачаров-виджнянавадинов о «только сознании», чаньские наставни­ки уделяли значительное внимание методам его «очищения» и достижения состояния «несознания» (у син) и «не-мыш-ления» (у нянь), реализующееся в «праджня самадхи» (божо саньмэй). «Природа изначального пробуждения» (бэнь цзюэ) внезнакова, поэтому учение чань передается непосредствен­но от «сердца к сердцу» (или от «сознания к сознанию»). Хотя многие последователи Чань школы призывали «не опи­раться на сутры», основные ее идеи были почерпнуты из «Праджняпарамита хридаи», «Ваджраччхедики», «Аватамса-ки», «Вималакиртинирдеши» и «Ланкаватары». После пятого патриарха, Хунжэня (606—671), в Чань школе произошел раскол. В отличие от главы «северного направле­ния» Шэньсю (ум. 706) родоначальник «южной школы» Ху-эйнэн (638—713) в своей «Алтарной сутре шестого патриар­ха» (Лю цзу тань цзин) обосновывал невозможность «посте­пенного приближения к просветлению» (цзянь у), исходя из концепции «единого сознания», которое может пробудиться только внезапно (дунь у).

Расцвет Чань школы и образование в 9—10 вв. т. н. «пяти до­мов и семи школ» (Гуйян, Линьцзи, Цаодун, Юньмэнь и Фаян) во многом связаны с деятельностью Мацзу Даои (701—788), Байчжана Хуайхая (720—814), Хуанбо Сиюня (ум. 866), Линь­цзи Исюаня (ум. 867).

В «Записях бесед Линьцзи» (Линьцзи лу) излагается концеп­ция «истинного человека без звания» (у вэй чжэнь жэнь), со­гласно которой подлинная природа человека проявляется в его свободе (тождественной «природе Будды»), независимости от «рангов и званий» и вообще от каких-либо «качеств» (ср. с «Че­ловеком без свойств» Р. Музиля). В школе Линьцзи большое внимание уделялось практике «вэнь да» («вопросы и ответы») и «гунъань» («парадоксальные задачи»). Широкое распростра­нение получили сборники гунъань: «Застава без ворот» (Умэнь-гуань) и «Записи, [сделанные] у бирюзовой скалы» (Бияньлу). Основатели школы Цаодун — Дуншань Лянцзе (807—867) и Цаошань Бэньцзи (840—901) — разработали теорию «пяти стадий» (у вэй), в которой раскрывается диалектическая связь категорий «чжэн» (единое, ноуменальное, абсолютное) и»пянь» (различное, феноменальное, относительное).

С 6 в. учение «тхиен» (чань) стало распространяться во Вьет­наме. В 580 была основана школа Винитаручи (ум. 594), в 820 — школа Во Нгон Тхонга (ум. 826), в 1069 — школа Тхао Дыонга. В 1299 император Чан Нян Тонг основал школу Чук Лам. На юге большое влияние получила школа Ламте (Линь­цзи).

В Корею чань-буддизм проник в 9 в. В 828—931 образова­лись «школы девяти гор»: Сильсансан, Тоннисан, Каджисан, Чакульсан, Сонджусан, Саджасан, Свэянсан, Поннимсан, Сумисан.

В Японии чань (япон. дзэн) стал распространяться с кон. 12 в. Наиболее влиятельными были школы: Риндзай (Линьцзи), основанная Эйсаем (1149—1253), и Сото (Цаодун), основан­ная Догэном (1200—53), автором фундаментального тракта­та «Драгоценное Око Истинного Закона» (Сёбо Гэндзо). Учение Чань школы оказало значительное влияние на все стороны культурной, политической, социальной и экономи­ческой жизни стран дальневосточного региона, на образ жиз­ни и образ мышления населения, во многом определило ха­рактерные черты дальневосточной цивилизации.

Тэги:



 

Поиск по сайту