Чапек


ЧАПЕК (Capek) Карел (9 января 1890, м. Малые Сватоне-вице, Чехия — 25 декабря 1938, Прага) — чешский писатель, драматург, общественный деятель и философ. В 1907 посту­пил на философский факультет Карлова университета в Пра­ге. Более года провел в Париже, посещая лекции в Сорбонне. В 1915 получил степень бакалавра, защитив в Праге диссер­тацию на тему «Объективный метод в эстетике применитель­но к изобразительному искусству», в которой пытался найти выход из «кризиса эстетики» путем утверждения объективно­сти предмета эстетического восприятия. Работа Чапека — по­пытка вырвать эстетическое как предмет научного познания из сферы влияния субъективной иррациональной философии, не посягая на ее гносеологические основы. В целом его фи­лософские взгляды претерпели поворот от неокантианства к бергсонизму (в котором он прежде всего видел протест про­тив бездушной цивилизации) и прагматизму. Стремление Ча­пека философски обосновать возможность изменения мира объяснялось также его сочувствием релятивизму, который он считал «не только скепсисом, но и отрадной перспективой». В рассказах Чапека (сборники «Распятие», 1917, «Мучитель­ные рассказы», 1917—18) метафизическая проблема поиска смысла жизни переплетается с грубо конкретными реалиями действительности. Писатель приходит к идее множественно­сти истин («каждый прав по-своему») как пути ко всеобщему примирению, но реальность толкает его к признанию соци­альной детерминированности человеческих чувств и поступ­ков — оптимистическая философия прагматизма отступает пе­ред реальной жизнью. В драме «R. U. R.» (1920) Чапек изоб­ражает конфликт между человеком и сконструированной им машиной («роботом», понятие придумано писателем), неиз­бежно ведущий к вырождению людей, переставших трудить­ся. Извечной борьбе жизни со смертью, поискам рецепта бессмертия посвящена пьеса «Средство Макропулоса» (Veс Makropulos, 1922). В это время, определяемое Чапеком как период «критики общественных ценностей», его внимание сосредоточено на противоречиях технического прогресса (ро­маны «Фабрика абсолюта» (Tovarna na absolution, 1922), «Кра­катит» (Krakatit, 1924)).

Отвергая борьбу и насилие, Чапек утверждает, что любые по­пытки переустройства общества приведут к еще более печаль­ным результатам. Противоречием между ощущением необхо­димости перемен и страхом перед ними проникнуто все его творчество. Сборники «Рассказы из одного кармана» и «Рас­сказы из другого кармана» (1923) несут в себе отголоски ре­лятивистских нравственных представлений. В 1930-е гг. Чапек пытается найти опору в разуме, защищая его от гегемонии ир­рационального, выступая против культа подсознательного (ро­маны «Гордубал» — Hordubal, 1932, «Метеор» — Povetron, 1934 и «Обыкновенная жизнь» — Obycejny zivot, 1934). Писатель активно участвует в философских дискуссиях тех лет: на кон­грессах в Праге (1934), Ницце (1936), Будапеште (1937), засе­даниях ПЕН-клуба в Париже (1937), отстаивает идею уни­версальной философии и свободы критики, призывает наро­ды к объединению против фашизма. Роман-памфлет «Война с саламандрами» (Valka z mloky, 1935) — вершина творчества Чапека и шедевр европейской антифашистской литературы.




 

Поиск по сайту