Чарвака


ЧАРВАКА (санскр. carvaka) — материалистическая система индийской философии, которую по традиции возводят к мудрецу Брихаспати. Возможно, это и имеет какие-то осно­вания, ибо в «Артхашастре» с этим именем соотносится шка­ла, отрицающая (в отличие от других) за Тремя Ведами статус дисциплины знания, т. к., по мнению ее представителей, уче­ние о них «для знающего житейский обиход только оболоч­ка» (1.2). Начальные корни чарваки — материалистические учения шраманской эпохи (см. Аджита Кесакамбали). В клас­сический период индийской философии чарвака отождеств­ляется с lokayata (о причинах этой идентификации см. Лока­ятики). Собственные тексты чарваки до нас не дошли: на­дежды возлагались на трактат Джаярпги «Таттвопаплавасинха» (7 в.), который оказался все же скорее скептическим, чем материалистическим. Основные источники по чарваке — по­священные ей главы компендиумов, излагавших основополо­жения всех систем своего времени: джайнская «Шаддарша-на-самуччая» (гл. 7), ведантийские «Сарвадаршанасддханта-санграха» (гл. 1) и «Сарвадаршанасанграха» (гл. 1). Воззрения чарваки отличались цельностью, но не сложностью. Един­ственный достоверный источник знания — чувственное вос­приятие (на умозаключение полагаться не следует). Индивид есть единство четырех материальных элементов (земля, вода, огонь, ветер), которые, соединившись особым образом, про­изводят сознание, подобно тому как из некоторых ингреди­ентов образуется алкогольный напиток (принципиальный не­достаток этой аналогии в том, что указанные ингредиенты уже составляются носителем разума). Из этого слезет, что сознание исчезает после разрушения тела, а потому един­ственная цель существования — земные радости, воздаяния за дела — выдумка, религиозные обряды — эксплуатация предрассудков, а священные тексты — средство обогащения жрецов.




 

Поиск по сайту