Чатушкотика


ЧАТУШКОТИКА (санскр. catuskotika — четырехвершин-ная) — обозначение тетралеммы в индийской философии. Чатушкотика восходит к шраманскому периоду, эпохе Будды, но буддисты не были ее изобретателями (как полагали мно­гие индологи), а лишь утилизовали ее. Так, среди брахманов и шраманов, обсуждавших границы вселенной, некоторые от­вергали три трактовки, по которым она безгранична, ограни­чена, безгранична и ограничена одновременно, и предложи­ли четвертую — что она ни та, ни другая (Дигха-никая 1.23— 24). Философы-паривраджаки, которые сформулировали на­бор основных мировоззренческих топиков, предлагали своим собеседникам выбор из тетралеммного решения проблем веч­ности мира, его бесконечности, идентичности или различия души и тела, существования рожденных сверхъестественным образом существ и существования или несуществования «со­вершенного» после смерти (Маджджхима-никая 1.230—233 и т. д.). Их современники, выразительно названные буддиста­ми «скользкими угрями» (см. Ачаравиккхепики), одним из ко­торых был Санджая Белаттхипугга, предложили модель «ан-титетралеммы» — отрицания всех четырех возможностей ре­шения этих проблем. Очевидное продолжение этой диалек­тической модели обнаруживается в знаменитом «молчании Будды» в ответ на те же вопросы. Виднейшим преемником шраманских философов и Будды был Нагарджуна, основное сочинение которого «Муламадхъямака-карика» открывается отвержением четырех возможностей происхождения вещей — от себя, от чего-то другого, от того и другого вместе и ни от себя, ни от другого (1.1), тогда как в одной из последних глав отрицается предикация существования, несуществования, того и другого вместе и ни того, ни другого по отношению к нирване (XXV.4—16). После Нагарджуны чатушкотика в ее «отрицательном» варианте стала широко применяться в полемике классических систем-даршан.

Тэги:



 

Поиск по сайту

  • http://sublata.com/