Человечество


ЧЕЛОВЕЧЕСТВО — совокупность индивидов, принадле­жащих биологическому виду человека разумного (Homo sapiens); включает в себя как всех ныне живущих, так и жив­ших в прошлом представителей данного вида. Олицетворяя собой высшую ступень, достигнутую в процессе биологической эволюции на Земле, человек вместе с тем является единственным известным нам носителем дальнейше­го поступательного развития во Вселенной — социального прогресса, поскольку обладает разумом и культурой. Благо­даря культуре человечество наряду с первичной средой свое­го обитания создало вторичную, техногенную, окружающую его среду. В результате этого человечество представляет со­бой биосоциальный синтез, ибо детерминировано как гене­тической информацией, передающейся биологической наслед­ственностью, так и культурной информацией, приобретаемой из поколения в поколение. Усвоение культурной информа­ции в обществе происходит неизмеримо быстрее, чем переда­ча по наследству генетической информации. Именно этим объясняется возрастающее ускорение общественного прогрес­са по сравнению с биологической эволюцией. Это же обсто­ятельство является главной причиной прекращения среди человечества дальнейшего видообразования; другими допол­нительными причинами являются сравнительно большой ин­тервал времени при смене поколений, отсутствие продолжи­тельной и устойчивой изоляции отдельных популяций чело­века и постоянное смешение различных рас и этносов вслед­ствие их высокой географической подвижности. Эволюционный процесс происхождения человека разумного (Homo sapiens) включает в себя следующие основные этапы: появление древнейшего предка людей рамапитека (Ramapi­thecus) около 10—15 млн лет тому назад; появление австра­лопитеков (Australopithecus) примерно 5 млн лет назад; выде­ление среди них человека умелого (Homo habilis) 2—3 млн лет назад; их дальнейшая эволюция в человека прямоходящего (Homo erectus) в следующие 1—1,5 млн лет (его многочис­ленные останки — питекантропы, синантропы и др. — вы­явлены на пространстве всего Старого Света); появление бо­лее близких к современным людям неандертальцев (Homo neanderthalensis), живших уже 200 тыс. лет назад. Последние десятилетия антропологи уделяют особое внимание соотно­шению эволюционного приспособления к среде и роли му­таций в появлении современного человека разумного, потом­ки которого в течение нескольких тысячелетий расселились по всем континентам, кроме Антарктиды. Т. о., биологичес­кие виды людей различаются не пространственно (по гео­графическому признаку), а во времени (по историческим пе­риодам их существования). Однако на этом основании нельзя умозаключать, будто все парантропы со временем превраща­лись в неоантропов; напротив, несомненно, что в процессе эволюции человека имели место длительные периоды сосу­ществования его различных исторических видов, вымирание более примитивных и отчасти их смешение с более высоко­развитыми.

Со времени появления кроманьонцев (40—50 млн лет назад) на Земле сменилось примерно 1600 поколений человека ра­зумного. По мнению многих ученых, биологическая эволю­ция этого вида была столь ничтожной, что если бы мы могли перенести младенца первых кроманьонцев в современность, то он, воспитанный среди нас, вполне мог бы поступить в Сорбонну, стать ученым, государственным деятелем или пред­принимателем, не уступающим по одаренности нашим совре­менникам. В литературе иногда можно встретить утвержде­ние, что происходящий ныне стремительный рост населения на нашей планете, сопровождающийся его удвоением в гео­метрической прогрессии каждые 30—40 лет, свидетельствует о том, что количество живущих ныне людей превышает их численность за все предыдущие эпохи. Действительно, в со­ответствии с геометрической прогрессией последняя величина всегда будет выше суммы всех предшествовавших ей на одну исходную величину. Однако это правило неприменимо к определению численности человечества, ибо интервалы времени между удвоением количества людей, проживаюших одновременно на Земле, вплоть до сер. 20 в. измерялись не поколениями, а столетиями и даже многими тысячететиями, что заведомо отметает саму возможность применения геомет­рической прогрессии к данной проблеме. По расчетам демографов, всего на Земле со времени появле­ния кроманьонцев жило предположительно 60—70 млрд лю­дей. Согласно экспертным оценкам, популяция людей, одно­временно проживавших на Земле, насчитывала 1 млн. лет на­зад 100 тыс. индивидов, ко времени появления челеовека ра­зумного — около 500тыс., 30—10тыс. лет назад — примерно 5 млн и к началу 4-го тысячелетия до н. э., после перехода к земледелию и скотоводству, приблизилась к 100 млн. Иначе говоря, в ходе эволюции человек из весьма редкого биологи­ческого вида стал к настоящему времени исключительно ши­роко распространенным видом, насчитывающим ныне свыше 6 млрд индивидов. Этот стремительный рост населения, оп­ределяемый как «демографический взрыв», представляет собой сегодня одну из глобальных проблем современности. Ученые, придерживающиеся взглядов о решающей роли со­циальной среды в формировании человека (марксисты, ради­кальные бихевиористы и др.), считают, что генетическая ин­формация не играет сколько-нибудь существенной роли в раз­витии как отдельного человека, так и человеческих ее обществ в целом. Это утверждение противоречит научным данеым. Так, исторически возрастающие показатели средней продолжи-тельности жизни ограничены пределами средней биологиче­ской продолжительности жизни, нормальной для данного вида, которая, по оценкам экспертов, составляет от 77,2 года (Ж. Буржуа-Пиша) до 87 лет (Б. Урланис). Биологически де­терминированы также соотношение полов у человека, фер-тильность женщин и сроки беременности, как бы ни разли­чались показатели рождаемости у разных народов в разные эпохи. В генетической информации заложены многие особен­ности сознания и поведения людей, в частности способность к членораздельной речи и обмену культурной информацией посредством символов, на чем покоится письменность, кни­гопечатание, научная и техническая деятельность, включая использование компьютеров и т. д.

В генофонде человека содержатся характерные и многочис­ленные биологические особенности разных рас, составляю-щих человечество, в том числе не только внешние признаки (цвет кожи, анатомические пропорции тела, волосяной покров и т. д.), но и пропорционально неравномерное распределе-ние среди них групп крови, особенности эритроцитов, имму­нитета к различным болезням и др. У различных индивидов генетически обусловлены их рост, нормальный вес, интеллек-туальные способности, передающиеся по наследству заболе­вания или предрасположенность к ним в виде доминантных и рецессивных генов.

При этом важно отметить, что распределение интеллектуаль-ных способностей и антропометрических показателей среди отдельных индивидов, как это подтверждается многочислен-ными тестами и измерениями, подчиняется сформулирован-ному К. Ф. Гауссом закону нормального распределения веро­ятностей, т. е. укладывается в «кривую Гаусса», иначе говоря, плотность этих показателей резко возрастает по мере прибли-жения к средней величине и стремительно сокращается при отклонении от нее в обе стороны.

Если принять средние интеллектуальные способности инди­вида за 100 баллов, то три четверти всех людей обладают ими в интервале 85—115 баллов. Лишь незначительные доли про­цента людей в полтора раза превышают средние способности. За все время проведения тестов не было обнаружено ни од­ного человека, чьи интеллектуальные способности вдвое пре­вышали бы средние показатели. Что касается крайне низких показателей этих способностей (от дебильности до идиотии), то они связаны с патологическими нарушениями умственной деятельности. Аналогичное распределение присуще и другим антропометрическим показателям, так что человечество в сво­ем подавляющем большинстве состоит из сравнительно рав­ных по своим умственным и физическим способностям инди­видов. Разумеется, интеллектуальные способности неравноз­начны знаниям, а физические — опыту и квалификации, ко­торые приобретаются в процессе обучения и последующей практики; поэтому по своим знаниям и квалификации люди от­личаются неизмеримо больше, чем по способностям. В биологическом отношении человечество представляет со­бой сверхвид. Он не только заселил все континенты, кроме Антарктиды, и нашел там средства для существования, но и практически превратил нашу планету в свою экологическую нишу, а ныне вышел за ее пределы в околоземное космичес­кое пространство (космические спутники связи, Интернет, обитаемые космические станции). Тем самим закладывается основа «ноосферы» или космической сферы разума. Современное человечество представляет собой определенное биологическое и социальное единство, воплощенное в расо­вом, этническом и культурном многообразии. Среди антро­пологов распространены две концепции происхождения че­ловека разумного и его рас — моноцентризма и полицентриз­ма. Согласно первой, преобладающей в настоящее время, человек разумный возник в результате однократной или не­скольких последовательных мутаций в одном определенном месте (предположительно Восточная Африка) и затем рассе­лился на других континентах, постепенно приобретая в про­цессе приспособления к окружающей среде существующие ныне расовые различия. Согласно концепции полицентриз­ма, появление человека разумного происходило неоднократ­но и в нескольких местах Старого Света, так что многие со­временные расовые различия унаследованы от этих непо­средственных предков человека разумного. Существующие фрагментарные данные, по-видимому, не позволяют антро­пологам прийти к общепринятому мнению в данном вопро­се, и большинство из них ныне полагает, что становление че­ловека разумного было слишком сложным эволюционным процессом, чтобы сводить его к альтернативе: либо моноцен­тризм, либо полицентризм.

Расовое деление человечества уходит в далекое прошлое. Не исключено, что отдельные признаки современных больших рас (европеоидов, австралоидов, монголоидов, негроидов и др.) ведут свое происхождение от предков человека разумного, тог­да как другие были приобретены им в ходе последующего рас­селения. Вместе с тем наряду с большими расами, представи­тели которых составляют от трех пятых до половины насе­ления Земли, почти две пятых его приходится на переходные расы, возникшие в ходе «великих переселений» племен и на­родов на протяжении многих тысячелетий вплоть до Нового времени. Кроме того, в основном после эпохи Великих гео­графических открытий 15—18 вв. появились сотни миллионов представителей смешанных рас (мулатов, метисов, самбо и др.), особенно в Новом Свете.

В отличие от рас многочисленные этносы (племена и их со­юзы, народности и нации), из которых состоит человечество, представляют собой не биологические, а последовательные во времени исторические стадии общности людей, развиваю­щиеся благодаря присущей им солидарности с себе подоб­ными (по образу жизни, языку или иным культурным — в широком смысле — причинам). Эволюция этнических общ­ностей включает в себя как их интеграцию, так и дифферен­циацию. На протяжении исторического времени возрастала тенденция к нормированию более или менее устойчивых мета-этнических общностей от конгломератных империй Древне­го Востока до объединенных общей культурой эллинистичес­ких государств, арабского халифата при Омейядах и Аббаси­лах, Византии, Священной Римской империи, России—СССР; в большинстве случаев они распадались как из-за внутрен­ней дезинтеграции, так и вследствие военных катастроф. Рас­пространенные в новейшее время представления о грядущем слиянии всех наций в гомогенное человечество, говорящее на одном, общем для всех языке, являются утопическими даже для отдаленного будущего.

Хотя первоначальные этапы культурной эволюции человече­ства во многих отношениях носили изолированный характер, это не исключало их взаимодействия и широкого заимствова­ния одними племенами у многих других технических достиже­ний по крайней мере со времен раннего неолита, а вероятно, и раньше. При всем своеобразии локальных и региональных цивилизаций, возникавших на Земле с 4-го тысячелетия до н. э., культурная эволюция человечества представляет собой универ­сальный процесс, происходящий с ускорением «ритма исто­рии». Большие периоды в истории (этапы, формации, эпохи) являются определяющими для человечества в целом. Наряду с принятой среди историков периодизацией (Древний мир, Средние века, Новое время) наиболее распространен­ным ныне является членение всемирной история на четыре технологические эпохи — собирательства и охоты, аграрного (земледелие и скотоводство), индустриального и постиндуст-риального, информационного обществ. Современное челове-чество находится на разных этапах всех этих четырех эпох с преобладанием перехода от аграрного общества к индустри-альному в развивающихся странах и от индустриального к постиндустриальному — в развитых. Переход от одной тех­нологической эпохи к другой сопровождается демографичec­кой революцией. С сер. 20 в. значительно усилилась тенден­ция к экономической, научно-технической и культурной ин­теграции человечества. В настоящее время созданы важные предпосылки для формирования общепланетарной цивили­зации при сохранении ее гетерогенности на нашей планете. Осознание общечеловеческой солидарности началось еще в древности, нашло свое воплощение в заповедях универс аль­ных мировых религий (буддизм, христианство, ислам и др.). Несмотря на все цивилизационные и мировоззренческие про­тиворечия, оно сохранялось и развивалось вплоть до нашего времени. На необходимости отношения к другим людям как к самим себе настаивали многие философы, среди них Кант в своем «категорическом императиве». Социальные потрясения 20 в. потребовали формирования всеобщего эйкуменическо­го взгляда на неотъемлемость политических и экономичес­ких прав и свобод человека, решительного осуждения расо­вых, религиозных и этнических войн, а также преступлений против человечности. Именно соблюдение всех этих требо­ваний является гарантией самосохранения человечества как носителя социальных и моральных ценностей.

Вместе с тем научно-техническая мощь человечества ныне возросла настолько, что породила глобальные проблемы со­временности. Она ведет к истощению природных ресурсов планеты, к перенаселению, катастрофическому загрязнению окружающей среды и способна уничтожить в ядерной и эко­логических катастрофах не только само человечество, но и жизнь на Земле. Однако все эти глобальные проблемы явля­ются преимущественно техногенными, а следовательно, не только порожденными человеком, но и потенциально разре­шимыми им. Предотвращение отрицательных последствий научно-технического прогресса, стихийности и неравномер­ности общественного развития, недальновидной политики государств и поведения людей настоятельно требует моби­лизации всего «человеческого потенциала», перехода челове­чества к саморегуляции своей деятельности. Дальнейшее со­хранение и развитие жизни на Земле предполагает управляе­мую коэволюцию человечества и всей окружающей его сре­ды (создание «ноосферы»).




 

Поиск по сайту