Чернышевский


ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович [12(24)июля 1828, Саратов — 17(29) октября 1889, там же] — русский фи­лософ, писатель, публицист, литературный критик. В 1846— 50 учился на историко-филологическом отделении Петербург­ского университета, в 1851—53 преподавал литературу в Саратовской гимназии. В эти годы сформировались его рес­публиканские и социалистические убеждения. Овладение ге­гелевским философским наследием привело Чернышевского к выводу, что общие принципы, выдвинутые Гегелем, отлича­ются широтой и мощью, применение же их самим немецким мыслителем к анализу конкретной действительности обна­руживает его непоследовательность, ограниченность и поли­тический консерватизм. Лучшим философом столетия Чер­нышевский считал Л. Фейербаха и материалистически осваи­вал гегелевскую диалектику при посредстве Фейербахианства.

Русские его предшественники — В. Г. Белинский и А. И. Гер­цен.

Научная, литературная и политическая деятельность Черны­шевского началась в 1853, когда он стал сотрудником жур­нала «Современник», заняв в нем ведущее положение. Чер­нышевский работает также над диссертацией «Эстетические отношения искусства к действительности», которую защищает в 1855. В ней обосновывались принципы материалистической эстетики, искусство ориентировалось на изучение и преобра­зование жизни, служение обществу. В 1855—56 публикует «Очерки гоголевского периода русской литературы», в кото­рых наряду с литературными рассматриваются социальные и философские проблемы. Сила человека, утверждает Черны­шевский, зависит от знания действительности; только действуя в соответствии с законами окружающего мира, человек спо­собен добиваться его изменения. Развитию философского ма­териализма посвящена его работа «Антропологический прин­цип в философии» и некоторые другие произведения. Со вто­рой половины 1850-х гг. Чернышевский возглавил револю­ционно-демократическую группу публицистов. Его влияние испытывали нелегалы гые организации. В условиях революци­онной ситуации кон. 1850-х — нач. 1860-х гг. Чернышевский выдвинул и обосновал свои взгляды о будущем России. Он полагал, что страна может миновать стадию капитализма и встать на путь развития, ведущий к социализму. В России со­хранилась крестьянская община, которая, несмотря на свою архаичность, способна, по мнению Чернышевского, послу­жить исходным пунктом для создания отношений, исключа­ющих частную собственность и эксплуатацию. Но эта воз­можность станет действительностью лишь при благоприят­ных внешних обстоятельствах: отставший народ минует сред­ние ступени развития и перейдет прямо с низшей на высшую, если он будет иметь передовых соседей и испытывать их вли­яние. Если же Россия начнет первой, то революция, которая в ней назревает, будет демократической, но не социалисти­ческой.

В 1862—64 Чернышевский находился в заключении в Пет­ропавловской крепости, где им был написан роман «Что де­лать?». В 1864 с помощью подлогов был осужден на 7 лет ка­торги, после отбытия которой в Нерчинском округе Восточ­ной Сибири сослан в еще более глухое место — Вилюйск, где жил в местном остроге. Литературный труд ему был запре­щен, и лишь немногие произведения, созданные в Сибири, сохранились (среди них роман «Пролог», написанный на каторге). В 1883 после переговоров правительства с народо­вольцами Чернышевский переведен в Астрахань (в обмен на отказ «Народной воли» от террора при коронации Алексан­дра III). По просьбе сына Чернышевскому было разрешено незадолго до кончины переехать в Саратов.




 

Поиск по сайту