Четыре благородные истины


ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ (санскр. catvari-arya-satyani) — ядро буддийской доктрины, сформулирован­ное Буддой во время его первой проповеди под Бенаресом. Признаются всеми буддийскими школами. Четыре благород­ные истины — это истина о духкхе (страдании, неудовлетво­ренности), о возникновении (самудая), прекращении (ниродха) и пути к прекращению духкхи (восьмеричный благо­родный путь). Хотя духкха является очень важным буддийс­ким понятием, все же главное «открытие» Будды связанно не столько с содержанием этого понятия, сколько с его упот­реблением в системе четырехчленной методологической па­радигмы: констатация явления, обнаружение его причины, исследование возможности устранения этой причины и ме­тоды ее устранения. Не случайно Будду сравнивают с цели­телем, не только обнаружившим и диагностировавшим корень всех болезней, т. е. тех аспектов и явлений человеческой жиз-ни, которые препятствуют духовному освобождению, но и открывшим системный метод их радикального устранения, заключающийся в сочетании культуры поведения с культу-рой психики и культурой мудрости (см. Восьмеричный путь).




 

Поиск по сайту