Шабда


ШАБДА (санскр. sabda — слово, звук) — в индийской мыс­ли широкий спектр явлений: звук, шум, фонема, звук речи, слово, фраза, язык в целом, речь. Практически все назван­ные явления имели свои специфические названия (шум и звук — дхвани, или нала, фонема — варна, слово — пада, фра­за — вакья, значимая единица — спхота, речь — вач). Шаб­да — звук составляет объект слуха, понимаемый либо как веч­ная субстанция (миманса), либо как изменчивое качество (вайшешика). В последнем случае ее субстратом-но:ителем выступает акаша (физическое пространство, эфир). 6 философии языка шабда имеет два аспекта: слышимые звуки и воспринимаемое слово (прежде чем понять смысл слова, мы распознаем формирующую его последовательность жуков). Согласно определению грамматиста Патанджали, слово — это то, посредством чего при его произнесении появляется пред­ставление об объекте. Звуки (дхвани), исчезающие сразу пос­ле своего произношения, не могут служить стабильными но­сителями смысла слова, поэтому необходимо найти элемент, который сможет выполнить данную функцию. Эта логика привела грамматистов к введению понятия спхоты (носителя смысла).

Грамматисты и сторонники мимансы верили в вечность шабды, понимая под последней слово Вед. Однако между ними не было согласия относительно того, что именно в слове веч­но. С точки зрения мимансы вечны звуки, или фонемы, смыс­ловые же единицы — слова, фразы и т. п. — вечны только за счет входящих в них фонем. Фонемы в произношении не со­здаются, а лишь манифестируются, проявляются. Для грам­матистов вечны смысловые единицы речи и то, что позволя­ет это объяснить, есть спхота. Кроме веры в вечностъ Вед, миманса и грамматисты разделяли постулат о неизменности и врожденности связи между словом и обозначаемым им объектом (артха). Врожденность связи слова и объекта была для мимансы способом оправдания отсутствия у Вед автора (апаурушея). Если для мимансаков вечное (nitya) — это ни­кем не созданное и существующее как бы вне времени, то для грамматистов — это прежде всего инвариантное, т. е. по­вторяющееся при разных употреблениях. Соединение грам­матической теории вечного слова и идей адвайты дало ориги­нальную концепцию лингвистического монизма Бхартриха­ри {шабда-адвайта). В вопросе об эпистемологическом ста­тусе шабды как авторитетного словесного свидетельства мимансаки, считавшие его основной праманой своей систе­мы, спорили с вайшешиками, сводившими шабду к логичес­кому выводу (анумана).




 

Поиск по сайту