Шад


ШАД (Schad) Иоганн Баптист (30 ноября 1758, Мюрсбах, близ Кобурга — 13 января 1834, Йена) — немецкий философ, долгое время преподававший в России. Родился в католичес­кой семье, в 1768 поступил в монастырь, располагавшийся в г. Банц, где обучался в школе иезуитов. В 1789 рукоположен в священники с именем Роман. В 1798 уходит из монастыря и становится протестантом. Увлекшись философией Фихте, публикует ряд оригинальных сочинений. До 1804 препода­вал философию в Йене, затем по рекомендации Гете и Шил­лера становится профессором теоретической философии в Харьковском университете (1804—16). Получает чин надвор­ного советника. Ординарный профессор, декан факультета и секретарь совета, член училищного комитета. Автор руко­водств для учащегося юношества, читал частные лекции. В декабре 1816 по предписанию Комитета министров Шад вы­сылается за границу Российской империи. Какое-то время был экстраординарным профессором в Берлине и Йене, затем о по­шел от дел, умер в нищете. Неоднократные попытки как са­мого Шада, так и его семьи добиться от российского прави­тельства объяснения причин изгнания ни к чему не привели. В истории философии характеризуется как представитель ди­алектического идеализма шеллингианского толка, у него на­ходят «шеллингианский ход мысли» и даже «предвосхищение позиции Гегеля». Помимо философских оставил ряд литера­турных сочинений, одно из которых, по-видимому, и сыгра­ло в судьбе Шада роковую роль. «Жизнь и судьба почтенно­го патера Синдеруса», изданная в 1798 в Германии и вызвавшая скандал в католических кругах, была прочитана кн. А. Н. Го­лицыным, человеком с сильно развитым мистическим чув­ством. Голицын, имевший в то время сильное влияние на Александра 1, способствовал изгнанию Шада из России. Соч.: Geist dcr Philosophie unserer Zeit. Jena, 1800; Gemeinfassliche Darstellung des Fichtcschcn Systems und der daraus hervorgche tide Religionstheorie. Erfurt, 1800, Bd 1—2; Gmndriss der Wissenschafts eh-re. Jena, 1800; Absolute Harmonie des Fichteschen Systems mit der Re­ligion. Erfurt, 1802; System der Natur- und Transzendental-philosopiie, 1.1—2. Landshut, 1803—04; De fine hominis supremo. Oratio. Char




 

Поиск по сайту