Шаддаршана-Самуччая


«ШАДДАРШАНА-САМУЧЧАЯ» (санскр. Saddiarsana-samuccaya» — «Сводка [доктрин] шести философских сис­тем») — один из первых компендиумов по основным систе­мам в индийской философии, составленный в 8 в. джайнским философом-энциклопедистом Харибхадрой, которому припи­сывается ок. 25 сочинений. Текст "Шаддаршана-самуччаи» написан на санскрите и состоит из 87 стихов (популярным размером шлока). После введения, где Харибхадра уведом­ляет читателя, что мудрый должен знать шесть философий в соответствии с признаваемыми в них божествами и основны­ми положениями (таттва), он излагает их в последователь­ности: буддизм, ньяя, санкхья, джайнизм, вайшешика, миман­са, локаята. На деле их получается семь, но автор поясняет, что "некоторые» считают ньяю и вайшешику за одну систе­му: это дает ему возможность добавить локаяту, также вклю­чаемую некоторыми философами в требуемую шестерку дар­шан (ст. 72). Харибхадра излагает положения других даршан настолько объективно, что его конфессиональная принад­лежность обнаруживается лишь в одном оценочном замеча­нии, по которому джайнская доктрина свободна от ошибок и противоречий (ст. 53). «Шаддаршана-самуччая» позволяет считать, что ньяя и вайшешика «сливались» в сознании не­которых индийских философов уже в раннем средневековье -еще до образования синкретической ньяя-вайшешики. Уди­вительное опушение набиравшей силу веданты — «утра-ми­мансы» объяснимо лишь при допущении ее ассоциации с «пур-ва-мимансой». Безоценочность «Шаддаршана-самуччаи» от­личает этот компендиум от буддийской "Таттм-санграхн», в которой изложение чужих доктрин сопровождается их опро­вержением. Построение «Шаддаршана-самуччаи» принципи­ально отличается от структуры ведантийских компендиумов, в которых даршаны излагаются по иерархическому принци­пу: от «низшей» локаяты к «высшей» веданте. Наиболее об­стоятельный комментарий к «Шаддаршана-самуччае» при­надлежит джайнскому философу Гунаратне (15 в.).




 

Поиск по сайту