Шакка


ШАККА (Sciacca) Микеле Федерико (12 июля 1908, Джьяр-ре — 26 февраля 1975, Генуя) — итальянский философ, один из инициаторов Галларатского движения. Учился в университетах Катании и Неаполя. В 1930—35 преподавал в лицеях; в 1935-38 — преподаватель античной философии в университете Не­аполя, в 1938—47 — в университете Павии. С 1947 до конца дней возглавлял кафедру теоретической философии в Генуе. В автобиографической книге «Клессидра» (La Clessidra, 1963) описал свой путь в философию со времени учебы в лицее, где испытал влияние идей Платона и Леопарди. Позже увлекался философией Дж. Джентиле, а также сочинениями Г. д'Ан­нунцио и Ницше. В Неаполе — ученик А. Алиотты, видного представителя итальянского релятивизма. Помимо Платона и Джентиле близкими себе по духу считал в первую очередь Августина и А. Розмини-Сербати (фактически заново им от­крытого), М. Блонделя и французскую «философию духа» Л. Лавеля и Р. Ле Сенна. Важнейший из этапов его философской эволюции — переход от имманентистского идеализма в духе Джентиле к трансцендентному идеализму (иначе гово­ря, к теизму) и создание собственной метафизической систе­мы неоплатоновско-августинианского плана (см.: DalTattua-lismo all spiritualismo critico. 1931—38, Opere comp ete, v. 12, 1961; Filosofia e metafisica, Opere complete, v. 13—14, 1962). В разработанной Шаккой «философии интегральности» чело­век представлен как средоточие различных форм бытия, среди которых ключевую роль играет бытие как идея. С одной сто­роны, Идея как бы замешает непосредственное присутствие Бога в человеке, а с другой — выступает гарантом наличия в его уме вечных, незыблемых истин, т. е. истинности челове­ческого мышления в целом, включая моральные суждения. Понятие бытия как Идеи в качестве наиболее важного для человеческого сознания конститутивного принципа выходит к августиновской концепции «иллюминации» (божественно-го «озарения») твари Творцом, а также к онтологическому до­казательству бытия Бога Ансельмом Кентерберийским. Шак-ка долгое время не признавал философии Фомы Афинско­го, полагая, что она базируется на аристотелевской метафи­зике бытия как такового, а не на представлении о конкретном бытии мыслящей твари.

Работы позднего периода (60—70-е гт.) посвяшены преиму­щественно культурологической проблематике. Наряду с этим Шакка возвращается к проблемам метафизики; намечая точку сближения своей философии с учением Фом и Аквин-ского (связь томистского понятия партиципации с августинов­ской «иллюминацией»), главными вопросами для Шакки все­гда оставались связь идеализма, философского теизма и хри­стианства; ценность человека как духовного существа в про­тивовес всевозможным формам житейского «позитивизма» и материализма; наконец, проблематичность возможности существования в современной Европе культуры, корни кото­рой (хотя бы и бессознательно) не уходили бы в христиан­ство.




 

Поиск по сайту