Шакти


ШАКТИ (санскр. sakti, от глагольного корня sak — мочь, быть способным) — «потенция», «сила», «энергия». В индий­ской философской традиции всякая деятельная активность неизменно ассоциируется с женским началом, и потому твор­ческая энергия, благодаря которой развертывается вселенная, обычно персонифицируется в образе Шакти — суп зуги или возлюбленной бога Шивы. В монистической адвайта-ведан­те Шанкары, где основой мира выступает высший Брахман, с которым на самом деле ничего не происходило, сама Шак­ти рассматривается как своего рода оборотная сторона Брах­мана, как его собственная сила, тождественная космической иллюзии — майе. Однако в других системах, монизм кото­рых существенно ослаблен или сменяется дуализмом, Шакти становится более или менее самостоятельным началом, от­ветственным за творение мира. В кашмирском шиваизме в ос­нове реальности лежит пульсирующее единство Шивы и Шак­ти (в этом живом единстве Шива воплощает собой чистое, пас­сивное созерцание — «пракаша», тогда как Шакти представ­ляет активный, динамичный аспект сознания — «вимарша», т.е. его внутреннюю интенционалыюсть, готовность создавать и воспринимать свои объекты). Вместе с тем Шакти выс­тупает в трех аспектах (в религиозном направлении «трика» они даже рассматриваются как триада отдельных богинь) — Пара-шакти (Высшая), Пара-апара-шакти (Высшая-низшая) и Апара-шакти (Низшая). В первом аспекте Шакти все по­тенции еще свернуты и присутствуют в виде чистой интенци-ональности, свободного и ничем не обусловленного желания (иччха-матра) верховного Господа. Во втором своем аспекте Шакти уже содержит внутри себя всю вселенную, сохраняя ее как собственное видение, как отражение в зеркале; субъект и объект уже появились, но еще не разведены, не отделены друг от друга. Наконец, третий аспект Шакти соответствует уровню раздробленности; сознание здесь напрягается изнутри стремлениями и отторжениями, и многообразным восприя­тиям соответствуют многообразные объекты. Пульсация со­знания, постоянно порождающая новые формы, представ­лена вращением «колеса Шакти» (шакти-чакра), спицы ко­торого соответствуют различным силам и энергиям; в центре этого колеса пребывает вечный Шива — та единственная осе­вая точка, которая неизменно остается в состоянии покоя. В качестве такой творящей, «дробящей» силы Шакти отожде­ствляется с Речью (Вач) и «Праматерью» (Матрика) всего су­щего, а развертывание мира внутри очередного вселенского цикла начинается с выплескивания фонической энергии, со­здающей буквы алфавита и священные тексты в виде пара­дигмы, по образцу которой творится мир. Активная и пуль­сирующая сила становления, которая проявляется в челове­ческих существах, отождествляется в кашмирском шиваизме, а также других направлениях тантризма с Кундалини, или эротической энергией. Соответственно единственная возмож­ность достипгугъ освобождения состоит в умении направить эту энергию к ее истинному источнику и опоре — Шиве. Это обратное движение, использующее в качестве средства спа­сения все ту же Шакти, призвано даровать адепту то мгнове­ние внезапного озарения (пратибха), в котором реализуется нерасчлененное единство Шивы и Шакти. Сотериологичес-кая ориентация на Шакти приводила к тому, что в отдельных направлениях тантризма верховным началом считалась имен­но женская ипостась — богиня (Парамешвари), почитаемая под именами Шакти, Дэви, Кали или Дурги; такие варианты тантризма известны как «шактизм» (шакта-сиддханта).




 

Поиск по сайту