Шан Цзюнь Шу


«ШАН ЦЗЮНЬ ШУ» («Книга правителя области Шан») — древнекитайский философско-политический трактат легист-ской школы (см. Легизм), отражающий воззрение Гунсунь Яна (4 в. до н. э.) — правителя области Шан. Самое раннее упо­минание о «Шан цзюнь шу» содержится в трактате "Хань Фэй-цзы". Отредактированный Лю Сяном (1 в. до и. э.) и Лю Си­нем (1 в. до н. э. — 1 в. н. э.) текст стал насчитывать 29 пя-ней (глав).

До сер. 13 в. трактат распространялся в рукописных списках. Одновременно существовало несколько вариантов. В резуль­тате многочисленных переписок появились ошибки, переста­новки в тексте, замены иероглифов, поэтому памятник обра­стал комментирующей литературой. В период правления ди­настии Сун (960—1279) наиболее распространенным был список из 26 глав. Первое печатное издание подготовлено и осу­ществлено Чжэн Цаем в сер. 13 в. После свержения монгольс­кого господства перед китайской династией Мин встали задачи восстановления разрушенного войной хозяйства и централизо­ванного управления. Поэтому многие мыслители обратились к книге Шан Яна — идеолога централизованного государства, су­мевшего в короткий срок усилить царство Цинь. В 14—17 в з. вышло шесть изданий «Шан цзюнь шу" с комментариями. (С нач. 20 в. существовало около 25 изданий трактата с текстоло­гическими комментариями. Одной из наиболее заслуживаюип к доверия считается публикация Янь Ваньли (18—1-я пол. 19 в), который отыскал самый ранний текст (24 главы, нач. эпо>и Юань). Он открывается главой "Гэн фа» («Изменение законов») и заканчивается главой «Дин фэнь» («Закрепление прав и обя­занностей»). Янь Ваньли использовал также экземпляры «Шан цзюнъ шу», хранившиеся у Фань Цина (16 в.) и Цинь Сылина (16 — нач. 17 в.), сверил эти списки, устранил разночтения и со­ставил текстологический комментарий. В настоящее время наиболее адекватным принято считать из­дание Чжу Шичэ (1956). Перевод «Шан цзюнь шу» на совре­менный китайский язык осуществлен Гао Фэном.




 

Поиск по сайту