Шанкара


ШАНКАРА (Sahkara) — индийский религиозный философ и проповедник, основатель школы адвайта-веданта. В запад­ной исследовательской традиции долгое время держалась да­тировка К. П. Тиле, относившего время жизни Шанкары к 788—820; однако в последнее время датировка сместилась к 7 — нач. 8 в. Шанкара родился в селении Калади в Керале; в индийской агиографической литературе он считается вопло­шением самого Бога Шивы. Еше в детстве приняв обеты бродячего аскета-санньясина, Шанкара начинает свою ли­тературно-философскую деятельность под руководством учи­теля Говинды. К предшественникам Шанкары традиция при­числяет Гаудападу, автора трактата « Мандукья-карики», учи­телей Бхартрипрапанчу и Сундарапандью, а также отчасти грамматиста Бхартрихари.

Основные труды: Комментарий ("Бхашья») на "Брахма-сут­ры» Бадараяны, комментарии к основным Упанишадам, Кс м-ментарий к «Бхагавадгите», трактаты "Упадеша-сахасри» («Ты­сяча учений»), "Вивека-чудамани» («Жемчужина различение »), "Атма-бодха» («Пробуждение Атмана»), стихотворные цик­лы "Дакшинамурти-стотра» («Восхваление благодатного [Ши-вы]»), "Шиванаида-лахари» («Волна блаженства Шивы») и др.

8 традиционном сознании сущность учения Шанкары выра­жена в популярном санскритском стихе: «Брахман — истинa, мир — ложь, душа неотличима от Брахмана». В целом адвай-та Шанкары оказалась первой вполне оформленной и наи­более влиятельной школой в рамках веданты. Опираясь на тексты Священного Писания, Шанкара предлагает собствен­ную интерпретацию отношений между Богом и миром; он стремится прежде всего примирить речения Упанишад о Брах­мане как источнике вселенной с не менее авторитетными те­чениями о его неизменности. Согласно Шанкаре, Брахма] — это высшая и единственная реальность; он не просто един — с точки зрения «высшей истины» (парамартхика) с ним ни­когда ничего не происходило, а все многообразие природного мира обязано своим феноменальным существованием майе, или «космической иллюзии». Майя — это творящая сила (шакти), или своего рода оборотная сторона самого Брахма­на; в своем гносеологическом аспекте майя тождественна ави­дьеу или неведению. Именно майя-авидья мешает осознать, что духовное начало, или Атман, каждого живого существа абсолютно тождественно высшему Брахману. Освобождение индивидуальной души из-под власти иллюзии и прекраще­ние сансарного цикла перерождений возможно лишь как воз­вращение ее к Брахману как чистому знанию. Шанкара был не только философом-теоретиком, но и выда­ющимся религиозным деятелем, талантливым проповедником своего учения. Многочисленные агиографии повествуют о «диг-виджае» Шанкары, т. е. о «завоевании сторон света» -о странствиях адвайтиста, во время которых он участвовал в публичных диспутах и обращал в свою веру множество сто­ронников. Хотя упадок неортодоксальных учений в Индии начался еще до рождения адвайтиста, традиция связывает именно с именем Шанкары окончательное вытеснение буд­дизма из страны. Шанкара реформировал, а точнее, заново создал монастырскую организацию индуизма, во многом взяв за образец буддийскую сангху. В жизнеописаниях Шанкары перечислены десять основанных им индуистских монастырей и десять монашеских орденов аскетов-санньясинов; четыре из этих монастырей — в Шрингери, Канчи, Двараке и Пури сохраняют свое значение и по сей день.




 

Поиск по сайту