Шао Юн


ШАО ЮН (Шао Яофу, Шао Каицзе, Байюанъ сянъшэн -"учитель из Байюаня») [1011, Фанянь или Гуйчэн (современ­ный уезд Хуэйсянь провинции Хэнань) — 1077] — китайский философ, один из основных создателей неоконфуцианства -"пяти учителей эпохи Сун» (наряду с Чжан Цзаем, Чжоу Ду­ньи, Чэн И и Чэн Хао). Основные сочинения — «Хуан ши цзин ши» ("Упорядочение мира Высочайшим пределом»), «Юй цяо вэнь да» ("Вопросы и ответы рыбака и дровосека»). Создал целостное учение об идеальной ("прежденебесной» -сяньтянь) структуре Вселенной, единосущной человеческо­му сознанию и психике (синь — "сердцу») и выраженной в системе нумерологических соответствий. Считал "числа» (шу) и "образы» (сян . воплощенные в графических схемах — триг­раммах и гексаграммах (см. Гуа) «Чжоу и», абсолютно адек­ватными выражениями всех вещей и явлений; при этом числа первичны - они "рождают символы». Свое учение Шао Юн называл "учением об образах и числах» (сян шу нжи сюэ) по аналогии с одним из направлений ицзинистики (науки об "И цзине»», или «науки о переменах», см. "Чжоу и" эпохи Хань (206 до н. э. — 220 н. э.), а также «учением о прежде-небесном». С помощью чертежей толковал последовательно­сти триграмм и гексаграмм, традиционно приписываемые ми­фическому основателю китайской цивилизации Фуси, как "прежденебесный план» — выражение идеального порядка мировых трансформаций («превращений» — хуа), существо­вавшего до возникновения Неба и Земли. У Шао Юна этот порядок выступал воплощением «Великого предела (тай цзи), который прямо отождествлялся им с дао и рассматри­вался как некий график мирового процесса. Развивая тезис Мэн-цзы «Вся тьма вещей имеет полноту во мне» и вытекающие из него идеи самосовершенствования как условия «упорядочения» Поднебесной, Шао Юн идентифи­цировал человеческое «сердце» с «Великим пределом» и дао, а само «учение о прежденебесном» — с «законом сердца». Из «сердца», так же как из тождественного ему «прежденебес­ного плана», исходят «тьма превращений и тьма дел» поэто­му следование «закону сердца» должно обеспечить идеаль­ный миропорядок. Полагал, что регресс и гибель человече­ского общества подчиняются универсальным циклическим закономерностям: два периода расцвета (эпохи правления «им­ператоров» (хуан), затем «государей» (ди)) сменяются перио­дами упадка — правления «царей» (ванов), а затем периодом разрушения — правления «деспотов/гегемонов» (ба). Предложил концепцию космических циклов, структурно по­добных году: цикл, равный 129 600 годам, состоит из 12 эпох, те— из 30 «оборотов» каждая, «оборот» включает 12 поко­лений по 30 лет. Начало цикла обозначается гексаграммой, выражающей равновесие сил инь ян, а заканчивает его гек­саграмма, обозначающая максимум силы инь. В первою эпо­ху цикла рождается Небо, во вторую — Земля, в третью — че­ловек, шестая — вершина общественной гармонии, пик ко­торой пришелся на 3-е тысячелетие до н. э., после чего) на­растание силы инь ведет Вселенную к концу в завершение 12-й эпохи. Затем начнется новый цикл. Соч.: Ичуань цзи жан изи (Сборник произведений о вспахиваиии земли в Ичуане). Цзюаны 1—20, в изд.




 

Поиск по сайту