Шарира


ШАРИРА (санскр. sarira — тело) — в индийской мысли тело, материальное или нематериальное. С древних времен индий­цы рассматривали тело человека как микрокосм, повторяю­щий в миниатюре вселенную, образуемую пятью элементами (см. Бхуты) Его кости сделаны из земли, жизненные дыха­ния — из ветра, флегма и другие гуморы — из воды, жар — из огня, сердце, желудок и ушные раковины заполнены акашей (эфир, пространство).

В санкхья-йоге различаются три вида тел:"грубое» (shthula-sarira), «тонкое» (супима—шарира, linga-sarira) и "каузальное» (karana-sarira). Грубое тело, образуемое пятью элементами, че­ловек получает при рождении и теряет при смерти (когда его элементы воссоединяются с космическими). К нему относят­ся туловище и десять индрий — пять органов чувств (ухо—слух, кожа—осязание, глаз—зрение, язык—вкус, нос—обоняние) и пять моторных органов (рот—речь, руки—хватание, ноги—пе-редвижение, анус — выделения, половые органы—рождение). В ведантийской схеме пяти оболочек (коша) Атмана грубое тело соответствует телу из пищи (аплатауа). Тонкое тело, со­стоящее из восемнадцати элементов (буддхи, аханкара, ма­нас, десять индрий и пять танматр), не разрушается после смерти, а переходит в новое воплощение. Оно коррелирует с тремя «оболочками» Атмана — жизненных дыханий (прана), манаса и сознания (виджняна). Существование «каузального тела» выводится из опыта сна без сновидений (susupti); кор­релирует с состоянием блаженства Атмана, в котором созна­ние возвращается к своим истокам. Это тело тоже сопровож­дает перерождение души.

Согласно вайшешике, тела человека и животных делятся на утроборожденные и неутроборожденные (тела богов и свя­тых мудрецов, появляющиеся непосредственно из атомов при содействии благоприятной кармы, или тела насекомых — при содействии неблагоприятной кармы); утроборожденные в свою очередь делятся на живородящих (люди, домашние жи­вотные) и яйцекладущих — птицы и рептилии. Существуют также водные, огненные и воздушные тела, образуемые из атомов соответствующих элементов, — мифические существа, обитающие в царствах соответственно Варуиы (бога океана), Сурьи (бога солнца) и Маругов (богов ветра). Вайшешика не считала органы чувств частями тела: если последнее состоит только из атомов земли, то органы — из атомов разных эле­ментов (обоняние — атомы земли в носу, вкус — атомы воды во рту, зрение — атомы огня в зрачке, осяза!гие — атомы, рас­положенные на кожном покрове).




 

Поиск по сайту