Шварц


ШВАРЦ Иван Григорьевич [1751, Трансильвания — 17 (28) февраля 1784, с. Очаково под Москвой] — философ-мистик, масон, педагог. Образование получил в Германии. В 1776 при­ехал в Россию гувернером в семью князя И. С. Гагарина. С 1779 преподавал немецкий язык и философию в Московс­ком университете. В 1780 вошел в ложу Н. И. Новикова «Гар­мония»; расходясь с ним в частностях, разделял основную идею масонства — нравственное самосовершенствование и религиозно-нравственное просвещение общества. В 1779—81 учредил «Педагогическую семинарию», «Собрание универси­тетских питомцев», Переводческую, или Филологическую, се­минарию с целью нравственного совершенствования учащей­ся молодежи. В 1781 Шварц, командированный по поруче­нию московских масонов в Германию, добился признания са­мостоятельности русского масонства. Тогда же Шварц был посвящен в розенкрейцерство, основной идеей которого было достижение истинного знания через нравственное самосовер­шенствование, и в 1782 учредил в Москве тайный «Орден Зла­то-розового креста», связанный с берлинской ложей «Трех глобусов».

С 1782 почетный профессор Московского университета. В 1782 читал курс эстетической критики от античности до со­временности, в котором применял историко-сравнительный метод, оперируя понятиями античной, средневековой и но­вой философии, литературы, архитектуры, скульптуры и жи­вописи. В соответствии со своей философско-мистической по­зицией связывал эстетические построения с данными оккуль­тных наук, проводя идею о гармонической связи всех наук в познании природы. По сути это был взгляд на безграничные возможности Науки, признание материального и духовного единства мира. Наука, просветленная христианством, ведет к познанию внутреннего человека и Бога, с одной стороны, а с другой — побеждает в человеке дьявола и посылаемое им зло. Несомненный теист, Шварц мог допускать и пантеисти­ческие положения, каковыми была проникнута используемая русскими масонами западноевропейская мистическая литера­тура. Подчеркивал ценность Библии, открывающей человеку основания жизни земной и вечной.

В конце 1782 прочел у себя дома приватный курс «О трех по­знаниях: любопытном, приятном и полезном». Первое дает пищу разуму. Ему соответствуют исторические предметы по­знания, разделяемые в свою очередь на физические, нрав­ствеиные и метафизические. Второй род познания удовлет­воряет чувства и воображение, чему соответствует познание предметов искусства, а третье служит высшим потребностям духа и отражает стремление человека к высшим познаниям — это познание и совершенствование самого себя, развитие та­лантов, данных Богом. В основе такого понимания познания лежала антропология Шварца, исходящая из тройственною строения человеческого существа, состоящего из тела, души и духа.

В курсе «философской истории», предназначенном для пи­томцев основанного им «Дружеского общества», Шварц до­казывал односторонность и неосновательность идей матери­алистов и энциклопедистов. Излагая взгляды Гельвеция, Рус­со, Спинозы, Ламетри, развивал собственные, основанные в первую очередь на учении Бёме, горячим поклонником ко­торого он был, а также Вольфа, Локка и английских натура­листов. По мнению его ученика А. Ф. Лабзина, эти лекции удержали слушателей от распространенного тогда безбожия. В значительной степени курс был посвящен изучению Вет­хого Завета, особенно привлекавшего мистиков.




 

Поиск по сайту