Ю-У


Ю—У (кит., наличие/бытие — отсутствие/небытие) — антонимичная пара основополагающих категорий китайской философии, функционально аналогичная европейской оппо­зиции «бытие — небытие», но включающая в себя более уз­кие понятия — наличного и неналичного бытия. Этимоло­гические значения «ю» — «правая рука, держащая мясо», «у» — «танцор с перьями в руках», лексические — соответственно «иметь» и «не иметь» (относятся к сфере обладания, а не бы­тия). Ю — совокупность всех имеющихся в мире предметов и явлений, включая человеческие дела (ши). Поэтому ю может квантифицироваться как «десять тысяч наличии» (вань ю), что синонимично «десяти тысячам вещей» (вань у) как всеохват­ному множеству. Термину «ю» присущ ценностный смысл — «имущество, достояние, богатство, собственность, цзнность» (ср. франц. avoir), отражающий аксиологичность и прагма­тичность китайской философии, доходящую до самого вы­сокого онтологического уровня. У — не имеющая конкретных вещественных форм подоснова мироздания, сходная с платоновско-аристотелевской первоматерией. В качестве фи­лософских категорий ю и у впервые появились в «Дао дэ цзи-не», где, однако, их взаимосвязь представлена противоречи-во: «Десять тысяч вещей Поднебесной рождаются из имею­щегося (ю), имеющееся рождается из отсутствующего (у)»; «имеющееся и отсутствующее рождают друг друга». В «Чжуан-цзы» (гл. 2) с помощью итерации этих терминов произведено различение уровней реальности: «Имеется име­ющееся (ю ю). Имеется отсутствующее (ю у). Имеется еще не начавшее иметь отсутствие. Имеется еще не начавшее иметь­ся в качестве еще не начавшего иметь отсутствие». Использо­вание китайскими философами таких сочетаний, как «нали­чие наличия» (ю ю), «наличие отсутствия» (ю у), «отсутствие наличия» (у ю) и «отсутствие отсутствия» (у у), свидетльствует о том, что понятия «ю» и «у» не находятся друг с друтом в отношении противоречия, подобно «бытию» и «небытию». Видимо, в связи с проникновением в Китай буддизма соотно­шение ю — у стало центральной проблемой философии сю-ань сюэ. В его рамках Ван Би объявлял у «корнем» (бэнь) и «сущностью» (ти) всего сущего, отождествляя т. о. с дао, а Пэй Вэй (3 в.) в сочинении «Чун ю лунь» («О почитании нали­чия/бытия») опровергал данную точку зрения, доказывая, что ю — это самородная сущность, по отношению к которой у выступает лишь как отсутствие или недостача. Последнюю трактовку поддерживал Го Сяну который отрицал возможность «рождения имеющегося из отсутствующего», впервые осоз­нав, что это может быть понято как однократный акт, т. е. «творение из ничего». В китайском буддизме категория «ю» была использована для определения чувственной реальнос­ти, противоположной «пустоте» — шунье (кун).

Тэги:



 

Поиск по сайту