Вайшешика


ВАЙШЕШИКА (санскр. vaisesika, от visesa—особенное, отличное) —школа индийской философии, признающая авторитет Вед, но развивающая свои доктрины на незави­симых основаниях. В индийской мысли вайшешика из­вестна своим учением об атомах и системой категорий (падартха).

В истоках традиции вайшешики лежат «Вайшешика-сутры» (ок. 1 в. н. э.), приписываемые легендарному мудрецу по прозвищу Канада («поедатель зерен/атомов»), за которым следовал ряд комментариев и трактатов. Одно из ранних сочинений «Дашападартхашастра» («Наука десяти катего­рий») Чандрамати (ок. 5 в.), содержащее оригинальную версию вайшешики, основанную на признании десяти ка­тегорий, сохранилось в китайском переводе. Китайские источники сообщают также предание о существовании 18 школ вайшешики (вероятно, уже после кодификации сутр).

Систематическое изложение, которое в дальнейшем стало считаться классической доктриной вайшешики, принад­лежит Прашастападе (ок. 6 в.), автору «Падартха-дхарма-санграхи» («Собрание характеристик категорий»). С самого раннего периода своего развития вайшешика была близка системе ньяя, с которой в дальнейшем образовала синкре­тическую школу ньяя-вайшешика. Все, что есть во вселенной, вайшешики «исчисляют» шестью категориями: субстанция (дравья), качество (гуна), движение (карма), общее (саманъя), особенное (вишешв) и присущность (самавая). Позднее к ним добавляется и седьмая — небытие (абхава). Категории реально сущест­вуют, познаваемы и именуемы (вайшешика придержива­лась принципа соответствия между языком и реальностью, и очень часто слова в ней служат знакамиs нз которых выводится существование вещей). В каждой из категорий (за исключением присущности) можно различить два уров­ня: первичный, или уровень причин, познаваемых разумом или особым логическим прозрением, но не воспринима­емых органами чувств, и вторичный, или уровень следст­вий,—производный от них воспринимаемый мир. Все, что мы находим на 2-м уровне, объясняется в терминах кон­фигурации первопринципов, однако от этого воспринима­емый мир не становится, в представлении вайшешиков, менее реальным.

В рамках категории субстанции—видимая вселенная об­разуется комбинацией четырех типов вечных атомов (зем­ли, воды, огня и ветра) и всепроникающих субстанций акаши, направления-места, времени, Атмана и манаса; в категории качества—качества сложных вещей—соеди­нением качеств вечных субстанций; в категории движения, видимое движение—дискретными актами соединения и разъединения движущегося предмета с пространствен­ными точками. В категориях саманья-вишеша («общее-особенное») 1-й уровень конституируется, с одной сторо-ны, универсалией бытия (сатта), воплощающей контину­альность Всего существующего на основе самого факта существования, с другой—«атомами различия»—«конеч­ными различителями» (антья-вишеша), 2-й же представ­лен универсалиями «среднего звена», которые, согласно вайшешике, воспринимаются вместе с вещами, напр., «субстанциальностью», «земляностью», «горшечностью». Если остановиться на этих категориях, то все существова­ние окажется разделенным на пять никак не связанных друг с другом модальностей. Однако на практике (а вай-шешика стремилась не противоречить эмпирическому опыту) люди имеют дело не с субстратами, качествами и движениями, взятыми отдельно друг от друга, а с реаль­ными вещами, целостностями. Чтобы объяснить, почему составляющие мироздания, принадлежащие разным моду­сам бытия, могут соединяться в единое целое в объектах опыта, вайшешика вводит категорию присущности (сама-вая), устанавливающую фундаментальную связь между субстанциями и качествами, субстанциями и движениями, вечными вещами и «конечными различителями», а также причиной и следствием, целым и его частями и т. д. В про­тивовес буддийской концепции нереальности целого (см. Аваявин), вайшешика с помощью присущности объясняет инаковость целого по отношению к сумме его частей, С этим связано и несколько других нововведений вай­шешики. Утверждая, что ткань является иной вещью, чем нити, сторонники вайшешики вынуждены признать, что качества ткани также отличаются от качеств нити. Если, напр., нити—разных цветов, то цвет ткани будет не сум­мой этих цветов, а особой разновидностью цвета, читра («пестрый»). К концепции инаковости целого, а также к принципу, согласно которому все качественные измене­ния происходят на уровне причины, а не на уровне следст­вия, восходит «противоинтуитивная» (по выражению К. Поттера) доктрина вайшешики, утверждающая, что при обжиге горшка изменение цвета и др. качеств происходит не в самом горшке как целом (на чем настаивали сторон­ники ньяи), а в отдельных атомах, на которые он распада­ется во время обжига (пилупакавада). Еще одна «проти­воинтуитивная», но отвечающая принципам вайшешики теория заключается в том, что тело человека и животных востоит только из атомов земли. Согласно -вайшешике, в отношение присущности могут вступать лишь атомы одного класса, а не гетерогенные атомы, напр. атомы земли или атомы воды и т. п. Целостность тела, по вайшешике, обязана только атомам земли, органы чувств, состоящие из атомов других стихий, связаны с ним лишь непрочным отношением механического контакта (самйога).

Для сторонников вайшешики объяснить какое бы то ни было явление означало найти составляющие его «атомы». Помимо атомов материальных стихий (см. Бхуты), в своем анализе разных процессов они выделяли «атомы» про­странства (пространственные точки—прадеша), времени (моменты —кшана), движения —соединение и разъедине­ние движущегося тела с точками пространства. Поскольку основной действующий орган психики—манас—тоже представляет собой атом, это накладывает отпечаток на всю психическую жизнь индивида, которая описывается вайшешиками как последовательность атомарных актов. Однако не следует думать, что атомизм вайшешики подо­бен буддийской теории абсолютно дискретных элемен­тов— дхарм. В противоположность дхармам атомы мате­риальных стихий и манас вайшешики неизменны и само-тождественны в пространстве и времени, которые, хоть и могут в практических целях делиться на точки и мгнове­ния, в действительности представляют собой неизменные субстанции (см. Пространство в индийской философии, Время в индийской философии).

Особенность онтологии вайшешики состоит не столько в плюрализме первичных субстанций (неисчислимые ато­мы, акаша, пространство, время и т. д.), сколько в их бесконечном разнообразии (вишеша—отсюда и название школы). Оно столь велико, -что даже два атома одного класса не похожи друг на друга. Причина же столь фунда­ментального разнообразия отнюдь не в индивидуальной природе первопринципов, а в особых сущностях, которые вайшешики называют «конечными различителями». Точно так же и сходство вещей на 2-м уровне обязано чему-то иному, чем они сами. Здесь мы подходим к вайшешиков-ской концепции универсалий (саманья), которая в инди­видуальных вещах определяет субстрат общих понятий. Так, напр., корова является коровой лишь потому, что в ней присутствует универсалия «коровности». Это фунда­ментальная установка вайшешики на поиск источника са-- модостаточности и целостности вещей и явлений вне их самих (маханицизм) нашла отражение и в теории позна­ния, которая требует верификации одного акта познания с помощью другого (паратах-праманья). В отличие от школ веданты, сознание в вайшешике явля­ется не сущностью Атмана, а лишь его временным (на период воплощения) атрибутом. Лишившись тела, Атман становится бессознательным. Концепция освобождения индивидуальных атманов от сансары (оно понималось ис­ключительно как избавление от страданий) вайшешики напоминала буддийскую нирвану и вряд ли могла служить сколько-нибудь привлекательным религиозным идеалом (не случайно «освобожденный» Атман вайшешики ее оп­поненты уподобляли куску камня). Вайшешика периода «Вайшешика-сутр» обходится без космогонии. Появление последней у Прашастапады озна­меновано введением Ишвары в роли божественного зодче­го.

Тэги:



 

Поиск по сайту