Юдин


ЮДИН Эрик Григорьевич (14 февраля 1930, Днепропет­ровск — 5 января 1976, Москва) — специалист по методоло­гии науки и системным исследованиям. Получил высшее юри­дическое образование в Московском юридическом ин-те, затем окончил аспирантуру по кафедре философии Москов­ского государственного педагогического ин-та им. В. П. Потемкина. После защиты диссертации (1955) работал в Томс­ком ун-те. В 1956 подвергся политическим репрессиям; осво­бодился из заключения в 1960, однако в течение нескольких лет вынужден был работать на заводе резино-техничесюгх изделий и лишь в 1964 получил возможность вернуться к про-фессиональной научной работе. Мать Юдина впоследстствии получила следующий документ из Верховного Суда СССР «Справка. Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 18 июля 1989 года, приговор Томского областного суда от 22 марта 1957 года и все последующие решения отменены, и дело производством прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления. Юдин Э. Г. по настоящему делу реа­билитирован» (цит. по кн.: «Системные исследования. Еже-годник 1989-1990». М, 1991, с. 112). Факт осуждения по по­литическим мотивам сказывался на жизни и деятельности Юдина (он, напр., ни разу не был за рубежом, при представ­лении его на звание старшего научного сотрудника по спе­циальности «История науки и техники» его кандидатура откладывалась). Ст. научный сотрудник Института истории естествознания и техники АН СССР. В течение ряда лет ра­ботал ст. научным редактором издательства «Советская эн­циклопедия». В последние годы жизни работал ст. научным сотрудником Всесоюзного научно-исследовательского ин-та технической эстетики. Один из инициаторов разработки сис­темного подхода, а также издания ежегодника «Системные исследования» (1-й выпуск — 1969). В его трудах дано глубо­кое теоретическое обоснование природы системного подхо­да, раскрыта его роль в современной науке и технике, прове­дено исследование философских и общенаучных предпосы­лок возникновения системного подхода, разработана типо­логия системных ко1щепций. Юдин внес существенный вклад в разработку методологии современной науки, в исследова­ние методологических проблем психологии и педагогики, в анализ структуры научного знания. Он одним из первых в отечественной литературе обратился к философской разра­ботке категории «деятельность», которую понимал как спе­цифически человеческий способ бытия в мире.

Тэги:



 

Поиск по сайту