Юктидипика


«ЮКТИДИПИКА» (санскр. «Yukti-dipika» — «Светильник логического дискурса») — комментарий к «Санкхъя-карнке», открытый и впервые изданный в 1938 П. Чакраварти. Хоро­шее знание автором «Юктидипики» Бхартрихари и Дигнаги, наряду с отсутствием знакомства с текстами Дхармакирти, позволяет отнести его произведение к 6—7 вв. «Юктидипи-ка» является основным источником по предклассической сан-кхье, т. к. содержит сведения о Паурике, Панчадхикаране, Патанджали (не йогин), Варшаганье, его «свите» и Виндхья-васине, а также анонимные пассажи «учителей саикхьи», де­монстрируя, в чем Ишваракришна солидаризировался, а в чем дистанцировался от своих предшественников. Более чем кто-либо другой из комментаторов к «Санкхья-карике» автор «Юктидипики» уделяет внимание полемике с буддистами, с ведантистами и вайшешиками, а начиная с истолкования уже первой карики задается целью выявить все теоретически воз­можные возражения против санкхьяиков, с тем чтобы обсто­ятельно на них ответить. В «Юктидипике» систематизируют­ся 11 признаков аутентичной философской науки-шастры, воплощенной в тексте (доказывается их наличие в «Санкхья-карике»): краткие положения, указывающие на основные то­пики; дискуссия по источникам знания (праманы); обсужде­ние «частей» материала изложения; описание основных по­ложений в «полноте»; обсуждение сомнений относительно основоположений системы; обсуждение специальных проблем; наличие кратких дефиниций, а также развернутых определе­ний; обсуждение базовых принципов системы в последова­тельности; обсуждение терминологии; выявление практичес­ких результатов следования системе. Наличие этих парамет­ров свидетельствует о метафилософском и науковедческом дискурсе, но также и о законченно формалистски-схоласти­ческом понимании философии. По мнению первооткрывате­ля «Юктидипики», ее автор был не только философом, но и грамматистом «школы Паники».




 

Поиск по сайту