Я и Не-Я


Я И НЕ-Я — основные, исходные понятия идеалистичес­кой философии Фихте, выражающие отношение самосозна­ния ко всякой иной, отличной от него реальности. Декарт, впервые сделавший понятие «Я», «самосознания» отправным положением своей философии, полагал, что внешний мир и все представления о нем могут быть подвергнуты сомнени о, но при этом остается абсолютно достоверным существование сомневающегося, мыслящего Я. Как показал Кант. Декарт заблуждался, утверждая, что самосознание (Я) существует безотносительно к восприятию внешнего мира. По словам Канта, «сознание моего собственного существования есть вместе с тем непосредственное сознание других вещей вне меня» (Критика чистого разума.— Соч. в 6 т., т. 3. М., 1964, с.287). Фихте— непосредственный продолжатель Канта, вполне учел это критическое замечание. Согласно наукоучению Фихте, Я, рассматриваемое как сверхиндивидуалъное абсолютное Я, абсолютный субъект, радикально отличный от эмпирического Я (т. е. самосознания реального человеческо­го индивида), полагает самое себя, т. е. творит себя, но вмес­те с тем полагает существование не-Я, которое, т. о., оказы­вается условием бытия абсолютного Я. Эти взаимоисключа­ющие противоположности могут быть совместимы лишь потому, что, согласно третьему основоположению наукоучения, абсолютное Я противополагает делимому не-я делимое Я, в силу чего абсолютное Я частично определяется не-я и вместе с тем частично определяет противостоящее ему не-Я. Понятие абсолютного Я логически связано с кантовским по­нятием трансцендентального единства апперцепции, т. е. ап­риорного единства самосознания как условия единства мно­гообразного содержания эмпирического самосознания. Но у Kaнтa речь идет об априорном единстве самосознания, при­сущем реальному, эмпирическому субъекту, в то время как фихтевское абсолютное Я противостоит эмпирическому субъекту как его идеал, к которому он может и должен стремиться, поскольку он осознает свое собственное Я и его причастность к абсолютному субъекту. Фихте, возражая своим критикам, обвинявшим его в субъективном идеализме, и стремясь раз­вивать свое учение как систему объективного идеализма, за­меняет в последующих изложениях наукоучения понятие аб­солютного Я онтологизированным пониманием мышления, знания, разума, идеи. Так, в работе «Факты сознания» (1813, рус. пер. 1914) Фихте утверждает, что субстанциальное мыш­ление (мышление мышления) мыслит Я, которое «тем самым впервые получает бытие. Я не может мыслить раньше своего бытия и творить своего творца. Следовательно, Я — такое же произведение всеобщего мышления, как и внешний объект...» (Соч., т. 2. СПб., 1993, с. 641). Т. о., Фихте пересматривает в конечном счете свое первоначальное истолкование отноше­ния Я и не-Я.

Шеллинг, начавший свое интеллектуальное развитие как пос­ледователь Фихте, в дальнейшем подверг критике фихтевское понятие не-Я как понятие совершенно бессодержательного объекта, противопоставив ему свою натурфилософию. Гегель также критиковал Фихте, подчеркивая, что начать филосо­фию с Я нельзя. Абсолютный субъект, по Гегелю, может быть правильно понят лишь как субстанция, ставшая субъектом, а не как нечто первичное. Фейербах в противовес Фихте дока­зывал, что самосознание, Я предполагает в качестве своего условия не абстрактное не-Я, а другое Я, Ты. В философии 20 в. эту тему развивал М. Бубер, утверждавший: «Я станов­люсь Я, соотнося себя с Ты; становясь Я, я говорю Ты» (Бубер М. Я и Ты. Два образа веры. М., 1996, с. 21). При этом Ты, с точки зрения Бубера, не только другое человеческое Я, но и Бог, осознаваемый верующим как абсолютное Ты. В эк­зистенциалистской философии Ж-П. Сартра не-Я интерпре­тируется как «бытие в себе», лишенное, в отличие от «чело­веческой реальности», временности, страдания, разрушения: «Это мы погибнем, а земля будет пребывать в своей летаргии до тех пор, пока другое сознание не придет, чтобы ее разбу­дить» (Sartre J.-P. Situations, vol. 2. P., 1948, p. 217). Т. о., от­ношение Я и не-Я представляет собой модификацию одного из основных философских вопросов, т. е. вопроса об отно­шении духовного к материальному, сознания к внешнему миру.




 

Поиск по сайту